Google+
Главная / ЖУРНАЛ / РАЗВИТИЕ / К школе готов! Часть вторая


К школе готов! Часть вторая

НАЧАЛО СТАТЬИ. К школе готов! Часть первая

Продолжаем разговор об интеллектуальной и психологической готовности ребенка к школе

  1. Уровень произвольного поведения ребенка

Речь идет об отношении ребенка с учителем, умении выполнять поставленные требования. Первоклассник должен слушать учителя и точно выполнять полученные от него задания, уметь работать по правилу и образцу и не нарушать дисциплину. Ох, эта дисциплина. Во многих системах образования, скажем, в Европе, дисциплина не так важна. Умение создать новое – вот важный критерий. Но мы учим наших детей в России, поэтому и «подстраиваться» под систему приходится именно российского образования, которое, разумеется, по-прежнему держится на советской модели.

Мотивация на 100%

В основном умение контролировать себя зависит у ребенка от мотивации. Не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно. Кому безразлично, как их оценивает учитель. Кому невмоготу сидеть ровно и тихо, а нужно поерзать или помечтать. Тем, кому просто не объяснили, зачем нужно ходить в школу. Одному ребенку будет достаточно слов мамы о том, что в школе нужно слушать учителя, он расскажет много всего интересного и полезного. А другому придется объяснить, что благодаря запоминанию таблицы умножения и вообще освоенным навыкам счета он сможет в будущем стать… тут уже зависит от нас, родителей, кем мы видим ребенка и насколько много свободы даем ему в выборе стать дворником, музыкантом или бизнесменом, как папа, например.

Объяснять зависимость успешности, счастья ребенка в будущей взрослой жизни от достижений в учебе нужно обязательно! Также можно проговорить, что прежде чем он станет космонавтом, архитектором или бухгалтером, хорошая учеба позволит ему заполучить расположение учителя и отсутствие ярлыков со стороны одноклассников типа «тупой», «лох», «придурок» и т.п. Их щедро раздают современные дети и в элитных школах городского набора и в районных. Этим не нужно пугать, но рассказать, что с этим, возможно, ваш ребенок столкнется, нужно.

В общем, стоит нарисовать радужное будущее ребенку и объяснить, что успешный старт в школе – это половина дела. Правда, переусердствовать в этом деле тоже нехорошо. Порой девочки даже из-за четверок плачут. Так что каким-нибудь лейтмотивом добавьте, что главное, конечно, не оценки. Но они показатель усвоения учебного материала.

Творчество – хорошо, но образец нужен

С работой по образцу плохо справляются как немотивированные дети, так и те, кто до школы просто мало занимался этим видом деятельности. Например, в три года стоило складывать кубики с частями рисунка по образцу, потом осваивать пазлы. При собирании пазлов нужно анализировать цветовую гамму рисунков, определять фон, делать начальную группировку элементов. Если складывать их методом проб и ошибок пазлы не будут эффективны в развитии малыша.

Мозаика, конструкторы, срисовывание картинок тоже хорошо формируют это умение. Перед школой практикуйте с ребенком срисовывание картинок по клеткам, когда одна половина картинки есть и нужно симметрично дорисовать вторую половину.

Ребенок должен выполнять не только интересные и увлекательные задания, но и те, которые являются скучными и непривлекательными. На работе нам, родителям, также приходится делать различные дела, в том числе те, которые кажутся скучными или очень трудными.

При выполнении различных заданий, например, в настольных играх или в сборниках развивающих упражнений будьте готовы прийти ребенку на помощь, если у него возникнут трудности. Детям важно почувствовать удовлетворение от того, что они смогли преодолеть трудное дело. Не забудьте похвалить своего маленького гения. Это позволит ему поверить в свои возможности. Постепенно у ребенка войдет в привычку доводить любое дело до конца и радоваться результату. Если ваш сын или дочь отказываются самостоятельно «играть» — это не глобальная проблема. Просто им не хватает внимания родителей. Поиграйте с ним вместе для начала.

Чтобы ребенок смог без особенных усилий над собой принять роль ученика и «подчиниться» ей, играйте с ним дома в сюжетно-ролевые игры. В игровой форме придумывайте сами правила для какой-то деятельности и выполняйте их. В нашем детстве игры в школу, больницу и магазин – были нормой. Сегодня дети видят другие сюжеты в жизни. Но и в них есть свои правила и роли.

Поощряйте игры в компании детей, когда они сами придумывают или проговаривают известные правила, а потом подчиняются им. Сначала сами показывайте пример такого поведения. Дети, которые до школы играли в сюжетно-ролевые игры,  требующие четкого исполнения правил, лучше адаптируются в классе и выполняют задания учителя.

Есть также дети, которые не могут сидеть спокойно в силу неврологических диагнозов, которые никак не влияют на интеллектуальный уровень, но значительно меняют поведение ребенка. Это отдельная история, о ней мы скоро напишем.

Итак, готовность ребенка к школе – это далеко не только интеллектуальное развитие, но прежде всего психологическая готовность принять на себя роль ученика, желание учиться и узнавать новое и, конечно, умение общаться. Потому что новые друзья в первом классе и спокойная атмосфера без агрессии и напряжения и в школе, и дома – это то, что позволит вашему ребенку хорошо стартовать в учебе. И как говорят талантливые педагоги – вы любите детей, принимайте такими, какие они есть, и тогда мы сможем их научить учиться.

Если вопрос психологической готовности к школе для вас актуален, заполните эту анкету. Опросник не претендует на серьезное тестирование, которое может сделать только специалист, но определенные выводы вы сделаете.

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ К школе готов! Часть третья (анкета)

03.05.2013

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Расскажите об этом друзьям →
Scroll To Top