Google+
Главная / ЖУРНАЛ / РАЗВИТИЕ / К школе готов! Часть третья


К школе готов! Часть третья

Заполните эту анкету. Кстати, ее вопросы помогут вам сориентироваться в том, что нужно успеть «додать» ребенку перед школой. Главное, без фанатизма! Первоклассник только переходит от ведущей игровой деятельности к познавательной, он не готовится поступать в докторантуру.

Если этот переход «подкрепляется» вашей любовью и искренним стремлением помочь в соответствии с его индивидуальными моментами развития, а не переживаниями «ах, мой ребенок не самый лучший» и самоутверждением «я в твоем возрасте уже 120 слов в минуту читала!» — то все получится.

Итак, анкета. Степень развития исследуемых качеств оценивается по трехбалльной шкале. Если описанное поведение наблюдается очень часто (практически всегда), можно считать, что данное свойство развито хорошо. Обведите цифру 3.

Если описанное поведение наблюдается скорее часто, чем редко, характеризуемое свойство развито удовлетворительно. Обведите цифру 2.

Если скорее редко, чем часто, то необходимое для школьной готовности свойство развито недостаточно. Обведите цифру 1.

Если же мы почти никогда не наблюдаем описанного поведения, данное свойство не развито вообще. Обведите цифру 0.

Развитие тела — движение и восприятие

  • Как двигается ребенок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится?

0 1 2 3

  • Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору?

0 1 2 3

  • Может ли ребенок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.?

0 1 2 3

  • Может ли он бросать мяч в цель?

0 1 2 3

  • Может ли он ловить мяч, брошенный ему?

0 1 2 3

  • Любит ли ребенок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается?

0 1 2 3

  • Умеет ли ребенок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом?

0 1 2 3

  • Получается ли у ребенка, закрашивая картинки, соблюдать границы?

0 1 2 3

  • Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи?

0 1 2 3

  • Умеет ли ребенок вырезать ножницами простые фигуры?

0 1 2 3

  • Если ребенку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно?

0 1 2 3

  • Может ли ребенок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)?

0 1 2 3

  • Может ли он правильно локализовать в пространстве источник звука (например, звонок радиотелефона и т.п.)?

0 1 2 3

Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память

  • Понимает ли ребенок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)?

0 1 2 3

  • Понимает ли ребенок простые причинно-следственные связи?

0 1 2 3

  • Может ли ребенок узнавать и называть основные цвета и формы?

0 1 2 3

  • Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова?

0 1 2 3

  • Умеет ли он считать и определять простые числа, например, на кубике для игр?

0 1 2 3

  • Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни?

0 1 2 3

  • Как говорит ребенок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих?

0 1 2 3

  • Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)?

0 1 2 3

  • Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует — работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается?

0 1 2 3

  • В состоянии ли ребенок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10–15 минут и довести это дело до конца?

0 1 2 3

  • Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации?

0 1 2 3

  • Получается ли у него выполнить простое задание тщательно и как следует?

0 1 2 3

Эмоции и социальность

  • Развито ли у ребенка доверие к себе и своим способностям?

0 1 2 3

  • Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?

0 1 2 3

  • Удавалось ли ребенку иногда преодолевать свою боязливость?

0 1 2 3

  • Может ли он ждать исполнения желаемого?

0 1 2 3

  • Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие?

0 1 2 3

  • Может ли ребенок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации?

0 1 2 3

  • Рад ли он, что скоро пойдет в школу?

0 1 2 3

  • Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуа­ции?

0 1 2 3

  • Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре?

0 1 2 3

  • Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми?

0 1 2 3

  • Как ведет себя ребенок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное решение ситуации и принимает ли их?

0 1 2 3

Подведение итогов наблюдений

Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то есть вероятность, что ребенку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе.

Это означает, что хорошо бы будущего первоклассника дополнительно поддержать психологически и педагогически. Можно обратиться к психологу-практику и на основе дополнительного анализа сделать выводы и составить план такой поддержки. Если ребенку не исполнилось 7 лет, возможно, имеет смысл подождать год с зачислением в первый класс, чтобы не усугубить ситуацию. А год использовать с пользой для будущего успеха и самооценки вашего ребенка.

Если слабо выраженными окажутся только немногие признаки, особых сложностей с обучением у ребенка возникнуть не должно, а целенаправленная поддержка позволит выправить ситуацию. Самое главное – проявляйте терпение и интерес, чтобы учеба в школе не стала для ребенка кошмаром истерик родителей при выполнении домашних заданий. А стала счастливым временем узнавания нового!

НАЧАЛО СТАТЬИ. К школе готов! Часть первая.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ. К школе готов! Часть вторая.

03.05.2013

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Расскажите об этом друзьям →
Scroll To Top