Google+
Главная / ЖУРНАЛ / РАЗВИТИЕ / Как прививать любовь к чтению дошкольникам


Прививаем ребенку любовь к чтению

Как прививать любовь к чтению дошкольникам

Еще с пеленок бабушки и дедушки, мамы и папы, укладывая любимого малыша спать, поют ему колыбельные песенки. Ребенок подрастает, и уже не колыбельки он слушает на сон грядущий, а сказки. Так начинается погружение малыша в чудесный мир литературы. Не только сказки, но и стишки, потешки, прибаутки слышит ребенок от взрослых. А это уже новый этап, приближающий его в будущем к чтению. И вот уже перед родителями встает новая задача: как научить любимое чадо читать? Сразу в очередь их встает целая вереница: «В каком возрасте начинать обучать чтению?», «Почему малыш не проявляет интереса к изучению азбуки?», «А стоит ли до школы заставлять его читать?». И еще многие «что?», «когда?», «как?» и «почему?» встают перед озадаченными родителями.

 

Все зависит от того, что побуждает маму и папу начинать обучение дошкольника чтению. Если они хотят продемонстрировать всем, какой у них способный ребенок, как рано он начал читать, то этим только навредят ему. Дитя еще не готово или не желает всерьез, по взрослым методикам заниматься чтением. Настойчивость родителей в таком случае (даже если он начинает сам понемногу складывать буквы в слоги и слова) может повлечь за собой сначала капризы, раздражительность, явное проявление нежелания заниматься чтением. А со временем и вовсе выработает непроизвольно негативное отношение к чтению вообще.

Так есть ли какая-то определенная возрастная граница для начала обучения чтению? Нет, такого ограничения нет. Есть только два верных условия, когда можно начинать прививать навыки чтения дошкольнику. Первое из них то, когда у малыша уже сложился устойчивый интерес к буквам, знакам. Это может проявиться и в 3-4 годика, а возможно, и немного позже. Конечно же, в этом возрасте обучение еще должно проходить в игровой форме, чтобы не отбить малышу интерес и желание к чтению.

Второй случай: приближается время вести ребенка в школу, а у него напрочь отсутствует желание даже книжку в руки брать, не то, что учиться читать. Как же быть в таком случае? Полагаться на то, что в школе учителя и научат, и заставят? Или попробовать самим привить ему интерес к чтению? Конечно, нужно постараться подготовить его в этом плане, тогда и процесс адаптации в школе у него пройдет намного легче.

 

Так с чего же начать и когда? В этом случае раньше 5,5–6 лет даже пытаться не нужно. Просто натолкнетесь на упрямое нежелание малыша. Какой же метод будет правильным? Разумеется, никакого использования опережающих методик в данной ситуации. Все элементарно, как нас учили читать в советской школе. Сначала запоминали азбуку (алфавит), потом отдельные буквы складывали в слоги, слоги – в слова. Так постепенно переходим к построению предложений. И главное – надо набраться терпения и выдержки, потому что ребенок не все будет запоминать налету. Считается, что обыкновенному, не особо одаренному малышу надо не десять и не сто раз повторить, как сочетаются звуки в слогах. Это потому, что ребенок не логически выполняет составление слогов, а запоминает сочетания звуков. И чем чаще мы их произносим, тем скорее он их запомнит. Тут на помощь приходят кубики с буквами, карточки и другие подручные наглядные материалы.

 

Вот, наконец, ребенок буквы выучил. Теперь уже можно начинать учиться читать. Как же понять, что малыш уже готов? Первоначально опять же помогут кубики или карточки с буквами. Если он сможет собрать из кубиков слово, написанное на бумаге рукой родителя, то это и значит, что готов к обучению чтению.

И тут на помощь могут прийти те книжки с яркими картинками и крупными буквами, которые ему так безуспешно навязывались раньше. Тут он уже «созрел» и готов к работе! Без примера взрослого малышу пока не обойтись. Поэтому надо сначала маме прочитать предложение, водя пальцем или указкой по тексту, за которой он наблюдает. После нескольких повторов чтения взрослого можно подключать и ребенка, но только пока наблюдать и слушать! Так заниматься в день можно первые полмесяца минут по 10–15 в день. И только после этого можно подключать ребенка непосредственно к чтению слогов, а затем и целых предложений. Причем, повторять слоги по несколько раз, но не спеша и не торопя его. Такая долгая и кропотливая работа не может не дать положительные результаты. И каким счастьем будут сиять глаза и родителей, и ребенка, когда тот сам прочитает целое предложение! Это стоит всех затраченных сил и трудов.

04.08.2016

Один комментарий

  1. Джозеф

    У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Расскажите об этом друзьям →
Scroll To Top