Первые слоги или слова появляются у малышей в возрасте от 9,5 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего эти слова обозначают родных для карапуза людей: папа, мама, баба, деда, дядя, тетя. Кроме того, ребенку легко даются звукоподражательные слова: би-би (машина), мяу (кошка), га-га (гусь) и другие. Также малыш может произносить часть слова, чаще всего, его начальный слог, например, ко – кошка, огу – огурец. Внимательная мама понимает своего кроху, ведь эти слоги произносятся в определенный момент с нужной интонацией, а не случайно воспроизводятся ребенком.
Первые слова ребенка носят обобщающий характер, т. е. одним и тем же словом он может называть разные действия или предметы. Например, словом ням-ням малыш обозначает то, что он хочет кушать, называет им любую еду и посуду, из которой он ест.
Ребенок продолжает познавать мир, его речь постепенно совершенствуется, поэтому задача мамы расширить его знания и закрепить имеющиеся:
- Разговаривать с крохой, комментировать все выполняемые действия, называть вещи и их свойства, ведь малышу все эти предметы не знакомы, ему интересно знать, как они называются, что происходит на кухне, какого цвета игрушки и т. п.
- Подкреплять слова конкретными предметами, так ребенок быстрее запомнит его: слово «горячо» не будет понятным, пока малыш не потрогает немного горячий, но необжигающий стакан с чаем, из рук мамы, конечно.
- Расширять знания о слове, рассказывать о его характерных свойствах, употреблять его во всевозможных сочетаниях. Например, молоко – белое, жидкое, вкусное, полезное, его можно пить или сварить из него кашу.
- Рассматривать различные картинки в книжках, находить одинаковые предметы из книги и повседневных вещей ребенка, сравнивать их, например, на картинке девочка играет кубиками, можно акцентировать внимание малыша на кубиках, говоря, что у Кати тоже есть кубики, только у девочки они желтые, а у Кати красные.
- Смотреть развивающие мультфильмы, в которых рассказывается о животных, буквах алфавита, цифрах, при этом необходимо объяснять ребенку то, что происходит на экране.
- Выполнять такие повседневные мероприятия, как умывание, кормление, игры под различные потешки, которые обучают ребенка природным явлениям, помогают привыкнуть к выполнению тех или иных действий, а их ритм позволяет быстрее усваивать новые знания.
После 1,5 лет у ребенка появляются первые фразы, к этому возрасту он хорошо усваивает повелительное наклонение глаголов: «мама на», «папа дай». С каждым днем фраз может становиться больше, здесь опять же должна помочь мама, чтобы у малыша не пропал интерес к речевой деятельности:
- Поддерживать разговор с ребенком, показывать, что то, о чем он говорит, очень интересно и важно для мамы.
- Демонстрировать малышу, что его речь понятна для родителей, переводить его не всегда понятные слова на взрослый язык.
- Отвечать на вопросы крохи, при этом ответы должны быть полными, эмоциональными.
Помочь ребенку в освоении речи можно также с помощью развития мелкой моторики, выполняя следующие упражнения:
- разминание и растирание пальчиков ребенка под потешку про сороку-белобоку;
- рисование пальчиковыми красками или по манке;
- складывание мелких предметов в различные емкости (под наблюдением мамы);
- разрывание бумаги на мелкие кусочки;
- цеплять и отцеплять прищепки, складывать их в коробку.
Таким образом, развитие речи ребенка зависит от его физиологических и психологических особенностей, но большое значение имеет реакция и помощь мамы в этом процессе, чем больше она разговаривает с малышом, рассказывает и показывает ему, тем разнообразнее и богаче будет его речь.
10.10.2016Расскажите об этом друзьям → |