Аутизм — это нарушение мозговой деятельности, при котором ребенок полностью уходит в свой мир, не способен на контакты с окружающими. Аутизм затрагивает все сферы личности, но особенно ярко проявляется в нарушении речи, неспособности к коммуникации и социализации. Аутичный ребенок может часами выполнять однообразные движения, годами играть в одну игру, часто непонятную окружающим.
Для развития такого человечка потребуется много времени и труда, однако частичное исправление поведенческих особенностей возможно. Помимо медицинских методик для устранения нарушений следует обязательно использовать игры.
Играть с аутистами нелегко: они часто не способны к контактам в группе, а порой могут отказаться и от индивидуального общения. Такие подростки считают окружающий мир и среду враждебными, и эти особенности нужно учитывать при подготовке игр.
Прежде всего, а в арсенале родителей и коррекционных педагогов должно быть большое количество занятий, чтобы была возможность сменить забаву в зависимости от настроя малыша или подростка.
Любая игра должна проводиться с учетом особенностей конкретного чада, его поведения и психологии, т.к. для аутистов очень важны определенные действия, которые, по их восприятию, обеспечивают безопасность. Занимаясь с ребенком, нужно:
- Строго соблюдать ежедневные, присущие именно этой личности ритуалы;
- Придерживаться ритмичности в сфере деятельности и режима дня;
- Обеспечить комфортную обстановку для малыша;
- Научиться считывать малейшие, даже невербальные, сигналы ребенка;
- Игры для аутистов должны быть посильными и привязанными к их жизни и интересам. Всё, выходящее за рамки этого, будет аутисту неинтересно;
- Игры аутистов желательно сопровождать музыкой, чтением стихов, ритм и рифма которых заинтересуют ребёнка;
- Наглядные средства должны быть яркими, блестящими;
- В процессе игры под аутичного ребёнка придётся подстраиваться, улавливать его настроение, эмоции, наличие желания играть.
Чтобы достигнуть прогресса в развитии, родителям нужно как можно больше разговаривать с аутистом, присутствовать на занятиях, играть.
Игры могут быть групповыми и индивидуальными.
Индивидуальные занятия — разучивание ритмичных песен и стихов, позволяющих при их исполнении совершать ритмичные движения, прыжки, повороты и т.п.
Групповые развивающие игры для аутистов должны тоже учитывать особенности мальчиков и девочек с нарушениями восприятия.
Особенно эффективна игра в рисунки. По залу разбрасываются парные нераскрашенные картинки с орнаментами. Задача играющих — сначала подобрать картинку, а потом найти участника с таким же рисунком. Когда пара состоялась, она должна отойти в сторону и при помощи 2-3 карандашей раскрасить картинку. Желательно, чтобы рисунки в паре были разрисованы одинаково.
Игра в «Щепки» позволяет малышам контактировать друг с другом, привыкать к прикосновениям, выполняя при этом удобные и привычные для них движения. Играющие выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Это река, а каждый игрок — щепка. Первая щепка плывет по течению, а вода (другие участник) помогают ей, прикасаясь и направляя движение. Играющий может просто пройти в конец шеренги, может крутиться или двигаться волнами. В конце реки он становится в конец шеренги и ждет прибытия следующей щепки.
Важны занятия на осознание эмоций. Для них рисуются специальные карточки, на которых изображены смеющиеся, плачущие, сердящиеся и т.п. персонажи. Взрослый начинает рассказ, например: «Коля проснулся утром. У него было (показывает карточку) настроение». Дети в этот момент должны назвать эмоцию. Узнавая эмоции на картинках, дети учатся распознавать их и в жизни.
Занятий и забав для аутистов множество. Их успешность, чаще всего, зависит от профессионализма и подготовки взрослых, проводящих игру.
Расскажите об этом друзьям → |