Каждый взрослый помнит, как в детстве засыпал под тихий размеренный голос мамы, читающей увлекательную сказку перед сном. И сейчас он читает ее своим детям. Сказка является литературным жанром с вымышленным сюжетом и повествованием об удивительных историях с перевоплощениями героев и волшебством. Поэтому она столь привлекательна для малышей.
В раннем возрасте дети еще не отличают правду от вымысла, воспринимая сюжет сказки как реальную историю. По мере взросления они начинают догадываться, что далеко не все происходящее со сказочными героями является правдой.
Предназначение сказок
Сказки помогают детям отличать плохие качества личности от хороших, добрых людей от злых, глупых персонажей от смекалистых. Надо признать, с задачей она справляется прекрасно.
Как доступно объяснить смысл?
Однажды наступит момент, когда родителям необходимо будет объяснить малышу, чем являются сказки (ближе к трехлетнему возрасту). Можно использовать несколько приемов для облегчения существующей задачи:
1. Восприятие образов у малыша еще развито недостаточно, поэтому необходимо не только читать ему, но и демонстрировать красочные иллюстрации. Ребенок уже хорошо понимает сюжеты о домашних и диких животных, поэтому способен с легкостью представить себя его героем, поскольку подобные истории схожи с жизненными ситуациями. Нужно помочь ему примерить эту роль, здесь поступки совершают животные – а в жизни так не бывает.
2. Можно выбрать из сказки сюжет и поиграть вместе с малышом, причем свою роль он должен выбрать самостоятельно. Для большего эффекта можно надеть ему маску выбранного героя. В процессе игры нужно акцентировать внимание на схожести действий ребенка, например, с волком из сказки, в то время как настоящий волк не способен сделать нечто «человеческое» в реальной жизни.
3. Следует связать сказочный сюжет с реальным миром и вспомнить ситуации, в которых малыши поступают аналогично представленным в книжке героям. К примеру: выпил Иванушка водицы с копытца (лужи) и превратился в козленочка. Он должен понять, что будет, если пить плохую воду, поднимать с земли все подряд и нести себе же в рот.
4. Следует объяснить ребенку, что в сказках содержатся мечты об успешной и красивой жизни, даже взрослые не в состоянии воплотить их в реальности. Отсюда и появились сказочные помощники, летающие на «коврах-самолетах» и бегающие в «сапогах-скороходах». Ведь трудно жить без мечты – поэтому сегодня люди передвигаются на машинах, самолетах и поездах. Пусть и малыш помечтает.
5. Как вариант, можно выбрать сказку с воспитательным сюжетом и объяснить ребенку, что в ее содержании скрываются подсказки, как выходить из сложных ситуаций в жизни (в сюжете о «Сивке-бурке» Иван добросовестно сторожил вора, поэтому смог поймать его, а вот его братья все проспали).
Сказки с печальным исходом
Не каждый сказочный сюжет имеет позитивную концовку. В этом случае искажать сюжет не стоит – лучше донести до ребенка, что при нарушении установленных обществом правил последует неминуемое наказание.
Полезная рекомендация
При необходимости и желании объяснить малышу смысл на примере реальных событий, можно читать сказки с сюжетами о семейном быте и трудовых подвигах, не забывая комментировать аналогичные ситуации в жизни.
Кто сказал, что сказки полезны только детям? В любом возрасте важно не забывать, что над злом всегда преобладает добро, а все проблемы и трудности вполне преодолимы. Безусловно, читать сказки нужно. Ведь всегда хочется подарить малышу и себе кусочек мечты, счастья и прекрасного настроения.
14.08.2015Расскажите об этом друзьям → |