Google+
Главная / ЖУРНАЛ / СНОВА В ШКОЛУ / Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности


Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе?  Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками?  Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно?  На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

 

ЗАКОНЫ СТАИ

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются  лидеры и «отверженные».  Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных  периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности | Дети в городе

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится  мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой  и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие  дуэлянты часто становятся друзьями  неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

 

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять  решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и  выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно.

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно  ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности | Дети в городе

 

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения  внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс.  Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности | Дети в городе

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях  «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования  можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности | Дети в городе

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги  командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан», ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся  четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

 +79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

 

11.11.2013

Комментариев 5

  1. Привет! Получается, что виноваты не только обидчики, но и обиженные? Какие качества воспитывать, чтобы нашего ребенка не обижали?

  2. Конечно же, начинать учить детей правильному поведению в коллективе лучше не с 1-го сентября, а заранее. Но после такой тотальной опеки внедрение в школьный коллектив – слишком резкая для ребенка перемена.

  3. Лариса

    В классе уже 4 года бесконечные конфликты, в начальной школе проблемы не решались, в 5-6 мальчики дрались каждый день! Теперь находят жертву одну, следующий раз-другую. Бесконечные беседы, тренинги, психологические игры, работа психолога приносят кратковременный результат. Что делать?

  4. Ничего не помогает. 3 класс. В классе есть группа девочек из 4х человек, скажем так, самые популярные девочки в классе, с ними хочет дружить пятая девочка. И они с ней дружат, общаются. Но проходит день-два. И с этой девочкой они ссорятся. При чем всегда виноватой выставляют её. Объективно там все хороши. Характеры у всех капризные. Но иногда и на пустом месте возникают конфликты. Сегодня, например, все четыре девочки вспомнили конфликт с участием пятой девочки, который был аж во втором классе! Вспомнили старую обиду и обиделись. Та в слезы, уже и не помнит о том старом конфликте. Да и зачем ворошить? Мне кажется, она им просто не нравится, чем-то раздражает, не хотят с ней общаться, но вынуждены, потому что класс.рук. заставляет, да и девочка навязывается, и они цепляются к каким-то старым обидам, искусственно создают конфликт. Мирить их каждый раз получается с большим трудом. Я уже стала объяснять девочке, что не нужны ей такие «подруги», которые её предадут. Но в этом возрасте хочется дружить, без подруг тяжело, с другими девочками в классе не интересно. Беседы классного руководителя о дружбе помогают временно.

Оставить комментарий к Mio Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Расскажите об этом друзьям →
Scroll To Top