Примерно к четырём годам ребёнок стремится к общению со сверстниками. В этом возрасте появляются социальные навыки, для реализации которых требуется партнер. Но нередко ребёнок избегает других детей.
Детей нельзя сравнивать со взрослыми – им не присуща осторожность, поэтому нежелание общаться вызвано какой-то определённой причиной. В основном, сказывается отрицательный опыт, но возможны и проблемы с коммуникацией.
Выявление причин
Для начала нужно проследить за поведением ребёнка в детском коллективе. Не имеет значения, находится ли малыш физически среди сверстников. Главное – насколько он вовлечён в общие занятия.
Ребёнок может негативно реагировать на общество других детей из-за какой-либо ситуации, с которой он не смог справиться ввиду отсутствия подобного опыта. Чаще всего это делёж игрушек или места на площадке, грубое слово или превосходство сверстников.
После определения сложностей следует приступать к решению проблемы.
Путь к полноценному общению
Дети, окружённые любовью и заботой дома, боятся выходить из своей зоны комфорта. Тем не менее, родители должны помочь преодолеть страхи, потому что маленькому человеку предстоит столкнуться со многими трудными ситуациями в жизни.
Прежде всего, малыш должен быть уверен в себе и в любви родных. Важно внушить ребёнку: что бы он ни делал, мама с папой всегда его любят и поддерживают. Любую неприятную ситуацию (разбитую вазу, неудачу с горшком) можно объяснить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал поддержку и хотел исправить свои ошибки самостоятельно.
В каждом случае следует показывать детям, что они могут извлечь какие-то уроки и новые познания. Необходимо предоставлять ребятам свободу действий. Часто ошибка родителей в том, что они предпочитают выполнять многое сами, не привлекая детей. Это лишь развивает неуверенность в своих силах. Чрезмерный контроль над действиями малыша приводит к его страху ошибиться и разочаровать родных.
Вторым важным шагом является развитие самостоятельности в ребёнке. Это означает, что нужно оказывать поддержку, но при этом всецело доверять маленькому человеку. Если малыш боится общаться со сверстниками, некомфортно чувствует себя на детских площадках, то нужно стать для него помощником. Можно поиграть вдвоём, а при первом удобном случае привлечь к общим занятиям кого-то из посторонних детей. Таким образом, ребёнок легче найдёт общий язык с другими, ведь он будет чувствовать поддержку. После налаживания общения маме или папе следует незаметно выйти из игры.
Что касается конфликтных ситуаций, то на начальном этапе можно принять участие в детских ссорах. Но не для прямого воздействия, а с целью показать модель правильного поведения. Ребёнок должен увидеть и понять, что любой конфликт решается с помощью слов. Это способствует росту уверенности в себе.
Вопреки естественному желанию каждого родителя защитить своё чадо, нужно чётко различать, где ребёнок сам справится с проблемой, а где нужно вмешаться. Нельзя допускать бегство малыша от любой проблемы под родительскую защиту, ведь дети посчитают это слабостью и трусостью.
Задача родителей состоит в своевременном предотвращении конфликта. Для этого можно ненадолго включиться в общую игру, например, предложив всем воду или новую игрушку. Подобное вмешательство разрядит обстановку, а ребёнок поймет, что ему есть на кого рассчитывать в трудную минуту, но справляться с проблемами он должен сам.
Третьим и заключительным шагом считается победа над страхами. Ребёнку, который боится других детей, нужно плавно прививать мысль об общении с ними. Для этого рекомендуется создавать больше поводов для встреч и взаимодействия мам и малышей.
Иногда замкнутые дети предпочитают иметь одного верного друга. Поэтому родители должны обратить внимание на похожих по характеру сверстников и стараться сблизить детей. На прогулке многие мамы изначально объединяются в группы, что помогает в дальнейшем избежать проблем с коммуникацией.
Если усилия родителей не приносят плоды, то нужно ещё больше демонстрировать любовь и поддержку. Ни в коем случае нельзя показывать своё разочарование или обсуждать этот вопрос в присутствии малыша.
Если придерживаться несложных рекомендаций, то ребёнок перестанет избегать других детей и будет сам стремиться к общим играм.
16.02.2017Расскажите об этом друзьям → |