В процессе взросления и формирования важное место отводится сенсорной интеграции. Проблемы с ее развитием часто очень нелегко заметить. Проблемы, связанные с сенсорной интеграцией, можно разделить на два типа. Первый – это всевозможные нарушения, возникающие из-за сниженности активности вестибулярной системы, второй – из-за повышенной активности аппарата. В данной статье будет идти речь о первом типе.
Самый простой способ обнаружить такую проблему – это понаблюдать за тем, как ребенок кружится на одном месте. Если он может делать это много минут подряд, не испытывая тошноты и головокружения, это очень яркий показатель того, что сигнал не достиг места назначения.
Многие малыши постоянно кружатся, прыгают, бегают, играют в подвижные игры. Они радостно смеются, когда их подбрасывают на руках, высоко поднимают, катают на качелях. Чаще всего дети встречают негативную реакцию взрослых на это. Испуганное выражение лица родителей и одергивание, побуждение заняться чем-нибудь спокойным расстраивает их. Ведь ребенок со сниженной активностью вестибулярной системы не чувствует головокружения, ему становится лучше от постоянно качания и активного движения.
Ниже приведены признаки, по которым можно опознать подобные нарушения у ребенка. Стоит отметить, что при данной проблеме могут присутствовать не все симптомы. А наличие некоторых признаков не свидетельствует сразу о нарушении вестибулярного аппарата.
- Отсутствие ловкости в спортивных играх.
- Демонстрация резких и неритмичных движений.
- Неорганизованность, «потерянность» в пространстве.
- Скрючивание при сидении за столом.
- Проблемы с перемещением в требуемое положение, с сохранением равновесия.
- Трудности с учением чтению и письму при нормальном развитии в остальных сферах.
- Трудности с удержанием взгляда на движущемся предмете.
- Смена рук во время письма ребенком, которому больше 6 лет.
- Частые падения, невозможность их предупредить.
- Зеркальное переворачивание букв во время письма.
- Нежелание протягивать руку поперек осевой линии тела (ребенок охотнее повернется полностью).
- Трудности с завязыванием шнурков, катанием на велосипеде, разрезанием бумаги ножницами, разведением в стороны рук и ног (с любыми заданиями, для выполнения которых необходимо задействовать обе стороны тела).
- Трудности с переписыванием текста с доски в тетрадь (ребенок путается в строчках).
- Путаница с правой и левой стороной, верхом и низом.
Если большая часть симптомов обнаруживается у ребенка, то долгие мучения с тренировкой письма и чтения, которые так тяжело ему дается, мало помогут. Вместо этого необходимо поиграть в развивающие игры, перечисленные ниже. Также достаточно просто создать условия, чтобы ребенок сам мог этим заняться. Данные действия стимулируют вестибулярную систему:
- Езда верхом.
- Катание на лыжах и санках.
- Хождение по бревну.
- Прогулки в лесу, игры в снегу, скольжение на льду, лазание по деревьям.
- Катание на кружащейся карусели, обычное кружение на месте.
- Кувыркание на одеяле, мате.
- Танцы.
- Закручивание в одеяло.
- Плавание и ныряние.
- Игры с толчками.
- Чтение, рисование или раскрашивание, лежа на животе и опираясь на локти.
- Прыжки на скакалке.
- Балансирование на больших мячах.
Регулярные занятия и стимуляция вестибулярного аппарата помогут разобраться с проблемами сенсорной интеграции на раннем этапе. Нельзя ругать ребенка за отличающееся от других поведение, трудности с обычными действиями (чтением и письмом). Терпеливое отношение и внимательность к реакциям на различные занятия возымеют больший эффект, чем наказания и крики.
18.12.2016Расскажите об этом друзьям → |