Методика Монтессори — это педагогическая технология, применяемая для раннего развития детей в детских садах, школах и развивающих центрах. Методика была разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и впервые применена в 1907–ом году. Изначально эта система использовалась для развития умственно отсталых детей, однако, после того, как детишки с проблемами стали не отставать от своих здоровых сверстников, а иногда даже и превосходить их в своём развитии, методика Монтессори приобрела широкую известность и стала применяться для здоровых детей.
Общие принципы системы Мантессори
Принцип системы Монтессори состоит в том, чтобы создать благоприятную среду для индивидуального развития ребёнка. Главный акцент ставится на раскрытие творческого потенциала ребёнка. Ребёнок должен делать всё сам, а воспитатель или учитель может лишь направлять его и создавать необходимые условия. Большинство учебных материалов создано по принципу самокоррекции. Ребёнок самостоятельно должен понять ошибку без участия или тем более оценки взрослого. Девиз методики: «Помоги мне сделать самому».
Отличительной чертой методики Монтессори является то, что каждый ребёнок занимается в своём собственном пространстве, которое никто не имеет права нарушить без разрешения самого малыша. Для ограничения зоны каждого ребёнка чаще всего используются специальные коврики или небольшие столики.
Такая методика развития детей исключает традиционные метода преподавания — всеобщее подчинение учителю и выполнение одинаковых для всех заданий. При системе Монтессори каждый ребёнок занимается своим делом. Таким делом может быть и игра, и чтение, и занятие музыкой, выполнение каких–то задач, решение примеров.
Важная роль отводится развитию взаимоотношений между малышами. Например, если необходимый предмет или материал для занятий находится у другого ребёнка, дети должны сами договориться между собой о передаче этого предмета.
Кроме этого, практикуется создание разновозрастных групп. Таким образом, старшие дети учатся заботиться о младших, а крохи расширяют свой круг общения и заимствуют знания у старших ребят.
Отличительные черты методики Мантессори
Отличительной чертой методики Монтессори является то, что к каждому ребёнку относятся как к отдельной личности. У всех малышей есть свои собственные планы развития и собственные сроки на его реализацию.
Все детишки развиваются самостоятельно без вмешательства учителя. Задача учителя — лишь направлять, наблюдать за малышом, предоставлять ему материал и показывать как с ним работать.
Мария Монтессори утверждала, что невмешательство взрослых в постижение знаний и самоопределение малыша — залог будущей счастливой жизни ребёнка.
В данной методике большое внимание уделяется жизненной практике. Детей учат выполнять вполне жизненные задания, такие как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, сервировка стола и др. За счет чего происходит развитие мелкой и крупной моторики малыша, что подготавливает его к письму.
С помощью жизненных практик осуществляется и сенсорное развитие. Ребёнок трогает разные предметы, ощущает их вес и температуру, начинает логически мыслить. Такой ребёнок легко перейдёт к следующему этапу своего развития — математическому. Вокруг ребёнка создаётся среда пропитанная математикой, которая быстро научит ребёнка складывать и вычитать.
Естественно, очень важно познакомить ребёнка с алфавитом. Отдельное внимание уделяется расширению словарного запаса и чтению. Для этого практикуются рисунки букв в манной крупе и обведение пальчиком шершавых букв.
В отличие от других воспитательных методик, в системе Монтессори важное место занимает ознакомление ребёнка с миром, который его окружает. Ребёнок учится воспринимать себя как часть вселенной. В упрощённой и доступной форме, ребёнку излагаются основные принципы и законы географии, биологии, физики, химии и др. Перед ребёнком должна разворачиваться целостная картина многогранного и интересного мира, частью которого он является.
Цель методики Мантессори
Цель методики раннего развития детей Монтессори заключается в воспитании разностороннего человека, обладающего уникальным складом ума. Как показывает практика, для этого необходимо лишь дать ребёнку свободу.
В дальнейших статьях мы познакомим вас с основными принципами популярных методик раннего развития детей. Если ваш малыш занимается по какой-нибудь из них, будем рады написать о вас репортаж для читателей нашего портала. Ждем ваших комментариев.
см. также Общий обзор методик раннего развития
17.02.2014Расскажите об этом друзьям → |