Все знают, что дети редко бывают дружелюбны друг к другу. Но зачастую обычные детские шалости перерастают в настоящую травлю. Время от времени в новостных сводках проскальзывают сообщения о самоубийствах детей, не выдержавших издевательств со стороны сверстников. А сколько таких случаев остается за пределами информационных лент?
Ситуация усугубляется тем, что практически никто из учителей не видит в травле серьезной проблемы, какие-либо ответные меры принимаются ими лишь в 4% случаев. Да и подавляющее большинство родителей считает буллинг (так на американский манер травлю называют многие психологи) неизбежной частью детства, с которой нужно просто смириться. Но это далеко не так: травля очень сильно калечит незрелую детскую психику, причем не только ее жертв, но и организаторов, и даже сторонних наблюдателей. И если верить статистике, которая говорит, что с проблемой травли сталкивается почти треть всех учащихся школ, то становится действительно тревожно.
Удивительно, но дети часто просто не осознают, что делают что-то плохое, особенно на начальных этапах травли. В разговорах с ними часто звучат фразы вроде «все так делают» или «он тоже обзывал меня в ответ». Видя невнимание со стороны взрослых и чувствуя свою безнаказанность, организаторы буллинга пытаются понять, насколько далеко могут зайти: начинают придумывать все более грубые оскорбления и прозвища, словесные перепалки перерастают в физический контакт, легкие шлепки становятся драками. И вот уже в интернете можно найти видео, на которых группа школьников зверски избивает своего беззащитного одноклассника. Чаще всего разбирательства начинаются в момент, когда изменить что-либо уже невозможно.
И это при том, что проблема травли активно изучалась различными учеными и по ее решению даны весьма четкие рекомендации. Однако они требуют создания в школах целой системы противодействия буллингу, на внедрение которой нужно время, да и результат она дает не мгновенный. Поэтому чаще всего администрация «для очистки совести» организует наименее сложные и затратные мероприятия системы, например, классные и школьные собрания против травли. И нет ничего удивительного в том, что такие встречи не меняют поведение организаторов травли, потому что обычно они просто не сопоставляют тему собраний с собственным агрессивным поведением. Кроме того, их подстегивает удовлетворение, которое они получают от своего поведения, а также уважение и страх со стороны окружающих.
При этом к существенным изменениям могут привести даже следующие несложные шаги:
- Постоянно давать учащимся четкие посылы о том, что школа – это место, свободное от травли.
- Проводить анонимные исследования травли, как вербальной, так и физической.
- Разработать стратегию определения случаев травли и оперативного вмешательства в ситуацию (как для учителей, так и для детей).
- Определить четкие и суровые меры наказания за любое поведение, похожее на травлю.
Давно пришло время изменить свое отношение и начать воспринимать травлю как реальную угрозу здоровью и безопасности детей, а не как обычную проблему взросления. Только в этом случае можно будет надеяться на позитивные изменения ситуации.
25.12.2015Расскажите об этом друзьям → |