Случалось ли вам сталкиваться с жестокостью детей, заставляющей волосы шевелиться на голове? Будь то грубое слово, брошенное сверстнику-изгою или покалеченная камнями кошка. А видели ли вы реакцию самих детей на то, что они делают? Правильно, они смеются, для них это забава. Хотелось бы наказать их за растущую бесчеловечность, но правильный ли это путь? Абсолютно во всех проблемах – а это, согласитесь, проблема, – всегда нужно избавляться от «причины болезни», а не от «симптомов», такое решение самое мудрое и действенное. Итак, что же тогда является корнем проблемы детских издевательств и сопутствующего им смеха? Попробуем разобраться.
Начнём с истории смеха. Приведённое учёными предположение указывает на возникновение данного эмоционального феномена в период каменного века, когда люди жили в пещерах и объединялись в племена. В ту эпоху развития человечества люди были особенно уязвимы и подвержены постоянному стрессу, связанному с необходимостью выживать в дикой природе. Для облегчения существования люди собирались в племена и устанавливали особые порядки внутри них. Так появлялись табу, обряды, другие мероприятия. Предполагается, что в какие-то особенные дни табу – запреты – превращались в инструмент «хлеба и зрелищ», теряя свою силу. Это были своеобразные древние шоу, в которых кто-либо из племени при всех нарушал табу. Сложности выживания, запреты и правила в общинах – всё это создавало в человеке того времени напряжение, которое, как и ныне, требовало выхода. Так появлялась агрессия и другие сильные эмоции, служащие разрядкой, среди которых возникли радость и смех. Члены общины, наблюдая действия одного из соплеменников, совершающего запретные в иные дни действия, испытывали огромный внутренний разлад устоев, который приводил к пику эмоций. Агрессия была неуместна, и во власть входили всеобщий восторг и смех. Отсюда вывод – смех родился из ситуаций, когда вопреки всему совершалось что-то запретное, из ряда вон выходящее, как средство избавления от напряжения.
Теперь ближе к теме с насмехающимися хулиганами. Так как дети не имеют представления о конструктивном общении, в компании сверстников они проявляют спонтанность слов и действий, как следствие приоритета эмоционального начала. Отсюда восторженная беготня туда-сюда без особой цели и жестокие слова. Бесчеловечные слова и поступки, а за ними – заливистый хохот. Здесь срабатывает механизм первобытного смеха. Не приученные ещё контролировать свои эмоции, ребята ищут сиюминутного избавления от напряжения, накопленного в «конкурентной среде» ровесников или вследствие неблагоприятного эмоционального климата дома. Наказание для таких ребят – ещё одна порция напряжения, которое тут же попросит повторного выхода, причём, жестокость его будет ещё более изобретательной. Так что самым разумным решением будет разобраться, где источник напряжения – дома или в детском кругу общения, и в связи с этим принимать меры. В любом случае, помощь детского психолога не будет лишней. И помните – наказание только усугубит проблему.
28.01.2016Расскажите об этом друзьям → |