Давайте скажем себе честно – кто из нас не хотел бы иметь идеального ребенка? Славный, красивый, образцовый. И вот в мечтах мы уже слышим: «Как хорошо было бы, если бы моя Света была как твоя Маша…». Верх мечтаний – появление у ребенка признаков гениальности или хотя бы фантастических результатов в школе. Какая честь иметь такого ребенка!
Одновременно мы знаем, что это все возможно. Наш ребенок может быть очень хорошим – надо только найти нужный метод воспитания. И вот ребенок, в отличие от мамы, сможет наконец реализовать ее мечты. Все может быть, стоит только нам, родителям, правильно направить ребенка. А он? Где во всем этом сам ребенок и действительно ли мы можем вылепить из него все, что только захотим?
Противоречие с видением родителей
Конечно, ребенка можно направлять, мы можем влиять на его поведение, мы можем научить его гостеприимству, аккуратности, культурности. От нашего воспитания в значительной степени зависит то, будет ли ребенок рассматривать образование серьезно или нет, будет ли он верить в свои возможности или опустит руки при первой же неудаче. Но здесь есть небольшое «но».
Ребенок – это не чистый пластилин, из которого мы можем вылепить то, что нам заблагорассудится. Это, прежде всего, человек, маленькое существо, которое имеет свои чувства, таланты (или нет), наклонности, ожидания и опасения. Если мы этого не поймем, то вместо эффекта в виде идеального ребенка у нас будет драма. Почему?
Очень высокие ожидания в отношении детей вызывают у них сильные негативные реакции. Предположим, что мы имеем маленькую Машу. Отец Маши всегда считался музыкальным талантом, но, к сожалению, как это в жизни часто бывает, появились обстоятельства, исключающие развитие его музыкальной карьеры. Что же делает папа Маши, когда малышка достигает возраста четырех лет? Покупает ей флейту, скрипку или пианино и записывает в музыкальную школу «для ее же удовольствия». Маше флейта, как и музыкальная школа, не доставляет радости, но она уже достаточно большая, чтобы видеть, что папа злится, когда она не хочет играть. И вот по прошествии времени музыка превращается в то, во что «уже вложено слишком много усилий, чтобы теперь бросать».
Эта банальная ситуация – начало проблем. Дети, в отношении которых предъявляются огромные требования, потому что у родителей были когда-то в этой области амбиции или просто «потому что так надо», получают большие дозы стресса. В определенный период жизни каждого ребенка родитель – это «гуру», потеря благосклонности которого кажется самой большой жизненной трагедией. С другой стороны, невыполнение ожиданий порождает у мамы или папы гнев, значит, мы имеем дело также с тревогой. В результате рождается низкая самооценка.
Как не ожидать слишком много, но и не слишком малого?
Не только слишком высокие требования вредны для развития ребенка. Неблагоприятно действуют также и заниженные ожидания. Они могут ввести ребенка в заблуждение, что все равно как ни старайся, ничего не получится. Ведь если даже мама говорит, что ребенок не справится, то не стоит и пытаться.
Вопрос, как найти золотую середину. К счастью, есть несколько способов сделать так, чтобы ребенок чувствовал с нашей стороны не только ожидания, но и поддержку.
- Реализуйте амбиции ребенка, а не свои.
Даже если оба родителя в прошлом интересовались живописью, то их ребенок совершенно не обязан также интересоваться ею. Не пытайтесь реализовать свои амбиции с помощью ребенка. Будет хорошо, если он начнет хорошо рисовать и не сможет оторваться от красок. Но если он совершенно этого «не чувствует», не испытывайте его на прочность. - Поддерживайте сильные стороны ребенка и не судите строго слабые стороны.
Опять же – было бы хорошо, если бы ребенок приносил из школы только пятерки. Но ведь каждый из нас имеет какие-то способности к одним предметам, и плохо разбирается в других. Спросите в детском саду или школе, какие занятия его любимые и именно их поддерживайте. Если ребенок ненавидит математику, то закройте глаза на «только» четверку. Для него это и так много. - Используйте правильные слова.
Вместо «Я рассчитываю на то, что ты меня не подведешь» скажите «Я в тебя верю, ты сможешь!». Эти на первый взгляд похожие фразы имеют совершенно другой смысл! Первое говорит об ожиданиях родителей, а второе призвано поддержать малыша. - Поражение? Будьте для ребенка поддержкой, а не карателем.
Никто из нас не любит проигрывать. Если ваш ребенок переживает поражение, и вы знаете, что для него это болезненный опыт, старайтесь его поддержать, а не усугублять неприятные чувства. Не говорите: «Ну да, у тебя всегда одно и то же», скажите лучше: «Не волнуйся, в следующий раз получится!».
Умная критика на десерт
Конечно, поддержка не означает, что мы должны безоговорочно принимать все, что делает наш ребенок. Если он принесет двойку за отсутствие домашнего задания, то трудно воздержаться от критики – и это правильно, потому что иногда она нужна. Однако нужно помнить, что ценность имеет только созидающая критика. То есть вместо «Ты слишком глуп, чтобы помнить о задании!» скажите просто «Это не должно больше повториться, ты должен быть более ответственным. С сегодняшнего дня мы будем вместе проверять, что было задано». Колоссальная разница, не так ли?
06.04.2016Расскажите об этом друзьям → |