Это так естественно — дети подвижны и шалят. В результате их неловких движений может порваться одежда, сломаться игрушка или разбиться любимый бокал. Важна реакция взрослых на поведение ребенка: наказывать его или нет? Как правильно применить к нему воздействие? Когда любые меры категорически противопоказаны?
Детские психологи рекомендуют
Корректное и своевременное наказание должно восприниматься ребенком как руководство к дальнейшим, уже правильным, действиям. Взрослый же человек, решивший наказать ребенка, не должен находиться в раздраженном или уставшем состоянии. Иначе получится только сорвать злость. И прежде, чем обрушиться всей силой своего авторитета на маленького человека, взрослому стоит подумать: может одежду для активных игр и игрушки покупать недорогие, чтобы не страдал в будущем семейный бюджет, а посуда, которую нечаянно разбил ребенок, стояла в недолжном месте.
По мнению психологов, существует два основных правила-табу, когда ребенка нельзя наказывать категорически:
- когда он физически болен, ест, только проснулся или собирается спать;
- когда он получил душевную травму от плохой оценки, серьезной ссоры с другом.
Неправы те родители, которые наказывают ребенка, давая ему трудовые, учебные задания или с помощью выполнения физических упражнений. Такого рода наказания могут отвратить желание учиться, заниматься спортом, трудиться. Лучший эффект создаст бездействие: пресловутый «угол», где малышу нечем заняться.
У любого проступка есть свой срок давности. Если с наказанием по каким-то причинам произошла заминка, то возврат к негативной истории может понизить самооценку ребенку. Оценивать нужно не его самого, давая характеристику, тем более при посторонних людях, а степень вины в конкретной ситуации: «вчера в комнате было убрано гораздо лучше». В словах взрослых не должно быть унижений, оскорблений, программирующих фраз, типа: «так и будешь всю жизнь делать», сравнений с другими детьми.
Как обойтись без нотаций
1 случай.
Рассказать поучительную историю, созвучную с происшедшим событием, из жизни родителей, их общих знакомых. Важно при этом правильно расставить воспитательные акценты, оценить последствия проступка.
2 случай.
Похвалить с иронией. Похвала в подобной ситуации, когда ребенок ждет наказания, шокирует, значит, она возымеет сильное воздействие и запомнится надолго, а ирония разрядит обстановку.
3 случай.
Дать диаметрально противоположное объяснение проступку, например, разлитую воду связать с желанием ребенка помыть пол.
Это непросто. От родителей, бабушек и дедушек требуется максимум выдержки, терпения, находчивости. Наказание необходимо, воспитание без него немыслимо. Специалисты придумали название поведению взрослых в таких ситуациях — «психологический пирог», где наказание выступает в роли «начинки»: поощрили или похвалили ребенка, произнесли замечание, критику, а потом снова — поощрение и похвала. При такой подаче малышу захочется исправиться, оправдать надежды и не опуститься его самосознание. Еще проще взаимовыгодная программа действий выглядит так: наказали, простили, забыли и живем дальше.
20.06.2016Расскажите об этом друзьям → |