Бывает, что ребенок, отдохнув за лето, в сентябре возвращается в школу с совершенно пустой головой. Такое положение дел из года в год расстраивает и родителей, и учителей. Тем не менее, лето – это, возможно, лучшее время для развития и новых открытий. Можно попробовать учиться и совершенствоваться новыми, интересными для ребенка путями. Например, если правильно организовать отдых на природе, он может принести больше знаний, чем множество уроков – а также стать для ребенка захватывающим приключением, которое запомнится надолго. Вот – несколько советов, чтобы превратить поездку на природу в интересную игру и развить навыки школьника.
- Начнем со сборов: если предполагается длительная вылазка на природу, имеет смысл подумать о еде. Можно доверить детям приготовить бутерброды, порезать овощи, насыпать соль в небольшую солонку, заварить в термосе чай. Это научит ребенка самостоятельности, организованности и навыкам приготовления пищи. В зависимости от возраста сложность приготовлений можно варьировать: например, малыш может справиться с собиранием ингредиентов в бутерброд и помыть овощи. Подростки могут составить список продуктов, необходимых для пикника, согласовать его с родителями и купить все необходимое в магазине, а потом вместе с родителями приготовить еду. Главное здесь – показать ребенку, что его труд приносит всем пользу и что родители высоко ценят его помощь: на самом деле, детям очень важно это знать.
- Любой лес или луг полон удивительных трав, ягод и цветов, большинство из которых могут принести человеку пользу. Расскажите ребенку, как находить, собирать и заваривать иван-чай, зверобой, душицу или таволгу, как различать грибы, где лучше искать землянику, малину или чернику. А если плохо разбираетесь сами – скачайте на телефон определитель растений и попробуйте разобраться вместе с детьми. Дети любят узнавать все новое о мире вокруг них, и будут рады привезти с собой из леса или с дачи полезных трав для чая или лесную ягоду. Работа с определителем или просьба родителя найти им траву по их устному описанию разовьет способность к сравнению и абстрактному мышлению.
- Для маленького ребенка лес – это настоящая мастерская, полная материалов и инструментов: нужно лишь использовать воображение. Шишка с воткнутыми в нее палочками может стать жирафом, щенком или медведем, а кусок коры и лист – это маленький катер или огромный фрегат. Самодельные игрушки приятно взять домой и похвастаться друзьям и родственникам, а еще это полезно для развития мелкой моторики и предметного мышления.
- На природе фауна гораздо разнообразнее, чем в городе. Не обязательно знакомить детей с волками и медведями, но вряд ли найдется ребенок, которого нельзя увлечь жизнью муравьев, жуков, птиц или белок. Попробуйте вместе с ребенком угадать, какой птице принадлежит гнездо, чем занят на поляне бурундук и живет ли кто-нибудь в маленькой норке под сосной. Создание таких историй про жизнь животных разовьет умение прогнозировать, логически мыслить и грамотно говорить.
- Вернувшись домой с прогулки или из поездки, задайте ребенку вопросы: что на природе запомнилось ему больше всего? Что понравилось? Что было неожиданным? Это важно для развития навыков рефлексии, учит структурировать информацию и вычленять главное.
В наше время, когда человека с ранних лет окружает огромное количество информации, не каждому школьнику понравится проводить целый день в лесу, без интернета и друзей: отнеситесь к этому с пониманием. Следите за тем, интересно ли ребенку, не ругайте его, действуйте без принуждения: не превращайте прогулку в очередной школьный урок. Тогда лесная прогулка станет развивающим и интересным занятием.
26.09.2016Расскажите об этом друзьям → |