Подготовка к школе ребенка — один из важнейших вопросов для заботливых и любящих родителей. Давайте разберемся, как самостоятельно можно помочь своему чаду сделать этот непростой шаг во взрослую жизнь.
В прошлом году в Челябинске изменились правила зачисления в школу. С одной стороны, конечно, стало легче попасть в ту, которая рядом с домом, даже если это лицей или гимназия. С другой – сложнее, если задача была как раз пойти в учебное заведение «не по прописке».
В любом случае подготовительные курсы для дошкольников никто не отменял. И они своего рода must have для родителей. При этом многие из нас только к концу первого класса понимают, что «чему-то не доучили» детей перед школой. Ребенок считал до 1000, читал 60 слов в минуту и даже писал прописными буквами. В итоге к концу года – нежелание учиться, а вместо солнышек и звездочек – тучки в тетради, а то и двойки-тройки. Не так выбрали школу или учителя? Или почему такой результат?
У психологов в отличие от педагогов есть ответ на это «почему». ПОТОМУ ЧТО психологически не подготовили ребенка. Потому что не создали образ будущего, не объяснили причин изменяющейся жизни.
Позиция школьника во многом в том, чтобы подчиниться новым правилам. А какой современный ребенок любит подчиняться? Нет, он может это сделать, но ему нужно хорошо понимать «зачем». А часто еще и «а что мне за это будет?»
Обучение в первом классе связано больше не с развитием интеллектуальных способностей ребенка, а с формированием личности, воспитанием. Самое главное, чему должен научиться ребенок: учиться. Если это произойдет, то он будет с удовольствием ходить в школу, самостоятельно с минимальным контролем делать домашнее задание, запоминать, что говорил учитель на уроке. Как следствие – получать пятерки.
Как же можно определить психологическую готовность ребенка к школе? Часто специалисты называют ее социально-психологической готовностью. Она складывается из следующих моментов.
- Уровень интеллектуального развития ребенка
Прежде всего это освоенные простые операции обобщения. Да-да, важны операции обобщения! А не счет через десяток, который важен для некоторых «приемных комиссий в школу».
В детском саду малышей учат сравнивать предметы, находить их общие свойства, выделять отличия. К фруктам относятся…. самолет, автомобиль, мотоцикл – это… Так дети осваивают классификацию. Без нее ребенку сложно будет понять, что правило в русском языке распространяется на большой ряд слов, но при этом бывают исключения. Что алгоритм решения задачи обязателен и упрощает понимание условий и поиск ответа.
Поэтому самостоятельно дома до школы с ребенком нужно играть в игры по типу лото. Сейчас в магазинах продается много игр с карточками, разработанными по принципу «подбери картинку». Хорошо составлять с ребенком рассказ по опорным картинкам и придумывать спонтанные речевые игры на обобщение животных, погодных условий и т.п. С детьми, которые скоро пойдут в школу, эти игры должны быть посложнее, чем «назови мне домашних животных». С ними можно уже выстраивать классификации с явлениями окружающего мира, которые «руками не потрогать»: смех, слезы – это…
Летом на берегу озера или моря ищите похожие и различные черты в камушках, листьях, цветах, облаках. Сочиняйте про них и их «семейки» истории, сравнивайте.
ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ К школе готов! Часть вторая
03.05.2013Расскажите об этом друзьям → |