Пришло время и ваш кроха пошел в детский сад, однако выяснилось, что он совсем не контактирует с другими детьми. Он отнимает игрушки, не может ни с кем подружиться, или же вдруг выясняется, что ваш малыш чересчур застенчивый и практически всегда играет один.
От развития отношений малыша с другими детьми в детском саду напрямую зависит и последующая адаптация в обществе и его социальное развитие. Если межличностные отношения развиваются вполне благополучно, то у ребенка развиваются навыки общения, малыш тянется к своим сверстникам, может к каждому найти правильный подход. Только в этом случае можно быть точно уверенным в том, что в дальнейшем будущем у ребенка не возникнет никаких коммуникативных проблем.ГРУППОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Избирательные устойчивые отношения начинают проявляться уже в старшей группе детсада. Дети начинают завоевывать разный статус и положение: одни из них становятся более привлекательными, другие — менее. Детей, вокруг которых вьются все остальные, как правило, называют лидерами. Однако сам феномен лидерства основан на решениях многих групповых задач, организации коллективной деятельности, поэтому привязать его к группе малышей детсадовского возраста довольно сложно. Перед такой группой не стоит ряд четких целей и задач, у нее, как правило, отсутствует объединяющая деятельность. Именно поэтому специалисты советуют выбирать термин «популярность». В отличие от лидера популярный человек никак не связан с руководством каким–либо процессом, но он вызывает симпатию к себе.
Современные воспитатели не всегда способны предоставить правильную оценку популярности малыша. Педагоги, в основном, держат за ориентир успешность, воспитанность ребенка–дошкольника, однако для детей подобные качества не являются критериями привлекательности.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ
Согласно исследованиям психологов, существенными отличиями между непопулярностью и популярностью детей является эмоциональное отношение к другим детям. Коммуникабельные, популярные малыши небезразличны к деятельности своих сверстников, скорее даже наоборот — они проявляют активный подлинный интерес ко всем их занятиям. Такие дети хвалят, всячески поддерживают, одобряют своих друзей. А вот непопулярные ребятишки–дошкольники, как правило, осуждают любое действие сверстников.Популярные малыши отличаются большим умением выражать сострадание, сопереживать другим. Чужие победы, успехи никак не обижают, не задевают их, а наоборот приносят только радость. Непопулярные детки полностью безразличны к оценке своего сверстника и довольно часто расстраиваются из–за чужих достижений. А вот неудачи сверстников, напротив, их радуют.
Популярные ребята с радостью отвечают на просьбы других детей, всегда выслушивают чужие предложения, всячески поддержат и бескорыстно отдадут нужные им вещи (сладости, карандаши, игрушки). Непопулярные детки практически никогда так не поступают.
Популярные малыши миролюбивы, они предпочитают мирное решение любых проблем. Непопулярные же предпочитают решать свои конфликты при помощи угроз, агрессивных действий.
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОПУЛЯРНОСТЬ
Самыми важными качествами популярных деток считаются не интеллект или творческие способности, не их организаторские способности, не большая общительность, а именно доброта, желание помочь, уступить, доброжелательность, отзывчивость. Популярный ребенок не воспринимает других детей как своих конкурентов. Другие дети не являются для него средством самоутверждения. Каждый ребенок для него самодостаточная личность. Поэтому популярные детки часто помогают, нередко уступают сверстникам, не воспринимая их успехи за собственное поражение. Это вовсе не значит, что такие ребятишки не способны обижаться, ссориться, спорить и соревноваться. Но в отличие от мало популярных и непопулярных детей, для них такие действия не выступают в качестве самоцели.
КАК ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ПОПУЛЯРНОСТИ
Пожалуй, не стоит применять в подобных случаях традиционные педагогические методы, поскольку они здесь попросту бессильны. Эти проблемы можно решить только в тесном и аккуратном общении с коллективом сверстников. Существует целая специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая в себя целый ряд определенных этапов.
Этап первый. Необходимо преодолеть отчужденную позицию, постараться разрушить защитные барьеры. Осознание того, что малыш, отвергнут, порождает явное стремление к самоутверждению любым путем. Очень часто это агрессивная демонстрация своей силы или полный уход в себя. Подчеркнутое внимание, доброжелательность сверстников помогают победить затаившийся страх. Тут будут кстати игры, в которых детки дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова.
Этап второй. Поможет научить малышей воспринимать своих сверстников правильно. Если чадо полностью сосредоточено на себе, а на других детей он обращает свое внимание, лишь тогда, когда они ему мешают или угрожают, то задачей взрослого является привлечение внимания к другим деткам. Отлично подойдут игры «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо» и др.
Этап третий. Тут необходимо дать возможность непопулярному ребенку помочь другим деткам в трудных игровых ситуациях. Контактируя с коллективом, через сюжетно–ролевые игры малыш осознает свою значимость, что немаловажно при коррекции его поведения в социуме.
Важно не упустить момент, когда можно без особых усилий исправить неприятную ситуацию. Каждый ребенок в состоянии завоевать в коллективе авторитет и популярность, необходимо просто ему в этом немного помочь.
10.01.2014Расскажите об этом друзьям → |