Как часто в последнее время встречаются малыши с нарушением речевого аппарата.
Среди распространённых нарушений звукопроизношения при отсутствии патологий слуха, дислалия является наиболее частотным случаем. О нем мы и хотим поговорить в сегодняшней статье. Локализации и причины возникновения дефекта речи — основные критерии, по которым создана классификация дислалии.
В современной науке существует два типа дислалии:
- функциональная;
- механическая (органическая).
Функциональная дислалия
Первый вид дислалии зачастую развивается у детей в раннем возрасте и обусловливается неверным процессом усвоения произношения звуков. Иными словами, при этом виде дислалии отсутствуют нарушения в физиологии артикуляционного аппарата. Основной причиной, которая влияет на возникновение функциональной дислалии, является несвоевременное исправление искаженного произношения фонем у детей.
Довольно часто малыши имитируют неправильную речь, а взрослые не обращают внимания или не фиксируют этого факта вовремя, поэтому не происходит первичное исправление ошибки произношения и речевое расстройство развивается.
Также к факторам, которые влияют на возникновение функциональной дислалии принято относить общее недомогание организма при различных соматических заболеваний.
Задержка психического развития и присутствие малейших дисфункций мозговой деятельность также влияют на возникновение дислалии. Кроме этого, данное речевое нарушение связано с избирательной неполноценностью речедвигательного или слухового анализатора и их низким уровнем аналитико–синтетической деятельности. Неблагополучное речевое окружение и подражание ему ребёнка порождает возникновение дислалии с самых первых дней его жизни.
Виды функциональной дислалии
В рамках функциональной дислалии отдельно выделяют моторную и сенсорную дислалию. Такое разделение обосновывается на месте локализации нарушения в анализаторов: речедвигательного и речеслухового.
При моторной дислалии наблюдается недифферинциированные движения губ, впоследствии чего возникают фонетические дефекты.
При сенсорной дислалии дети имеют проблемы с акустическим различием звуков и такое нарушение носит фонематический характер.
Механическая дислалия
Механическая или органическая дислалия возникает вследствие аномалий речевого аппарата, которые имеют анатомический характер. В зависимости от их локализации развивается определённый вид косноязычия.
Неправильное размещение челюстей, а также патологии их развития, аномальная расстановка зубов, неправильный прикус, дефекты языка и нёба являются основными причинами, которые провоцируют неправильное произношение звуков. Механическая дислалия может возникнуть не только у детей, но и у особей любого возраста, которые по различным причинам обрели травмы или повреждения дыхательной, голосообразовательной или же артикуляционной части речевого аппарата.
При длительных исследованиях учёные констатировали факт, что при функциональной дислалии возникают нарушения одного или двух звуков, когда при механической — группа звуков.
Кроме того, выделяют комбинированные виды нарушений, которые относятся как к функциональной, так и к механической дислалии.
Дефект речи может иметь фонетическую или фонематическую основу
В связи с этим делением принято классифицировать дислалию на:
- акустико–фонематическую;
- артикуляторно–фонематическую;
- артикуляторно–фонетическую.
Несформированность фонематического слуха является причиной первого вида дислалии. Ребёнок, страдающий от такого нарушения, имеют трудности с распознаванием и фонем. В форме акустико–фонематической дислалии слуховые аномалии отсутствуют, а всего лишь появляется избирательная слуховая неспособность дифференциации некоторых фонем.
При артикуляторно–фонематической выделяется основная причина возникновения: нарушение процесса фонематического отбора в потоке речи. В связи с несформированностью данной функции ребёнок может имитировать и заменять фонемы близкими по артикуляционным признакам звуками. Чаще всего таковыми являются аффрикаты и сонорные.
К формам артикуляторно–фонетической дислалии относятся те виды нарушений, факторами возникновения которых являются артикуляторные позиции, которые неправильно сформировались. Поэтому все звуки имеют искаженное произношение и реализуются в неправильных вариантах.
Конечно, такие дефекты речи распознаются в фонетической системе родного для ребёнка языка. Переднеязычные не взрывные согласные составляют наибольшую группу звуков, в произношении которых наблюдаются нарушения.
Система терминов
Существует система терминов, которая создана для маркировки функциональных изменений в произношении звуков. Все номинации имеют в своём корне греческую букву и суффикс –изм, а в случае замены звука на другой к слову добавляется приставка пара–: ламбдацизм, ротоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, ротацизм, сигматизм (соответственно, эти термины обозначают нарушения произношения звуков [л],[лꞌ],[р],[рꞌ],[к],[кꞌ],[г],[гꞌ],[х],[хꞌ],[й], а также свистящих и шипящих).
В любом случае, определить по какой причине у вашего малыша возник дефект речи и устранить его на ранней стадии может лишь специалист, поэтому не затягивайте и обращайтесь за помощью при первых признаках нарушений.
18.02.2014Расскажите об этом друзьям → |