Google+
Главная / ЖУРНАЛ / СНОВА В ШКОЛУ / «Больше в школу не пойду!», или Скорая помощь трудному классу


«Больше в школу не пойду!» или скорая помощь трудному классу | Дети в городе

«Больше в школу не пойду!», или Скорая помощь трудному классу

Редакция cityforkids попросила Елену Абрамову, психолога высшей категории,

ведущую тренингов командообразования и развивающих игр, рассказать, с какими вопросами чаще всего обращались родители к ней за консультацией в этом году. Один из таких вопросов: как помочь ребенку прижиться в школьном коллективе.

О том, почему возникают сложности в общении у детей, как с ними справляться, Елена делится в своей колонке.

 

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу из-за того, что не может найти общий язык с одноклассниками? Можно ли изменить взаимоотношения в классном коллективе или стоит думать о переводе в другую школу?

 

Каждый второй родитель школьника, пришедший на консультацию к психологу, жалуется на недружный класс, разбитый на  группы, воюющие между собой. В таком коллективе, по законам стаи, быстро появляются «отверженные», родительские собрания традиционно заканчиваются выяснением отношений.

 

Когда для детей жизнь в школе становится физически невыносимой, это приводит к уходу в болезнь: бесконечные ОРВИ, насморки, простуды…  О хорошей успеваемости и усвоении материала забыть приходится тоже.  Заботливые мамы начинают бить тревогу и ходить по специалистам. Ищутся и находятся виноватые ―  классный руководитель не смогла найти особый подход к нашему особенному ребенку. Меняются школы. И в новом классе история повторяется снова…

 

Жизнь в «трудных» классах похожа на выживание в джунглях ― каждый сам за себя. Повезли в театр ― подрались в театре. Повезли в музей ― и там тоже. При этом замученный классный руководитель обязательно добавит: «По отдельности-то все детки хорошие. А вот как вместе соберутся…».

 

ИЗ ОПЫТА

Многолетний опыт проведения детских командообразующих тренингов показал, что самый тяжелый климат в классах элитных школ: лицеев и гимназий. Там постоянное соперничество друг с другом подпитывается амбициями и гонкой за лидерство в конкурсах и олимпиадах. Часто трудности испытывают «домашние» дети, не посещавшие детский сад и не прошедшие там период адаптации к большому коллективу.

 

Наши дети ― «продукт» нашего времени. Оставив позади советское прошлое, мы потеряли мощную систему воспитания, забыли «Зарницу» и «орлятский круг», шефство старших над младшими и поездки в колхоз на картошку. «Сам погибай, а товарища выручай» ― этот принцип больше не работает.

 

На каждой встрече с родителями я прошу вспомнить, сколько дворовых игр они знают. Потом предлагаю задать точно такой же вопрос дома своим детям. Современный школьник путешествует от школы (официального коллектива, где все делается по команде учителя) до развивающего центра (любой каприз за ваши деньги) или секции с тренером. Потом ― домой, к компьютеру и под крылышко мамы и бабушки. Во двор одного отпускать страшно.

«Больше в школу не пойду!» или скорая помощь трудному классу | Дети в городе

 

Вот и получается, что у многих детей нет возможности проявить себя в самостоятельном и самоорганизующемся детском коллективе. Дворовые игры, кстати, имели четко оговоренные правила, несоблюдение которых было чревато тем, что играть с тобой больше не будут. Неумение «играть по правилам» в дальнейшем оборачивается проблемами саморегуляции, срывами дисциплины, жалобами родителей и педагогов на «неуправляемость» ребенка.

 

ОБЩИЙ ЯЗЫК И СВЯЗИ

Как научить современных «комнатных» детей легко находить общий язык с одноклассниками, работать в команде и проявлять лидерские качества? Тем более что во взрослой жизни от них потребуется умение ладить с новым коллективом и налаживать профессиональные связи.

«Больше в школу не пойду!» или скорая помощь трудному классу | Дети в городе

Наш век – это время, когда больше всего ценится так называемый «социальный интеллект». Вспомните, в Вашем  детстве в каждом классе был одинокий «ботаник» с золотой медалью и потрясающими способностями и обаятельный троечник, «рубаха-парень», с кучей друзей и умением очаровать и заговорить любого строгого преподавателя. Сейчас, спустя время, кто из них преуспел больше?

 

Выход можно найти  в создании особой развивающей среды, которая сама даст толчок нужным навыкам. «Если огурец  поместить в рассол ― он сам безо всяких нотаций станет соленым», ― писал Шаталов, знаменитый педагог. И ответственны за создание таких условий мы, родители.

 

Современная школа, замученная реформами, ЕГЭ и гонкой за успеваемость, не имеет условий для системной командообразующей работы. Редкое исключение ― некоторые элитные школы города, в которых еще осталась традиция летних выездных лагерей и коммунарских сборов. Но и на них по желанию едут самые активные ученики. С классом как с единицей никто не работает.

 

Поэтому сразу заметны классные коллективы, родители которых нашли время и силы, чтобы познакомиться друг с другом, помочь классному руководителю организовать или (еще лучше!) самим провести командную игру, вывезти детей на природу или провести творческий мастер-класс. При этом простенькие «Веселые старты» будут намного полезнее поездки в дорогостоящий развлекательный центр.

 

ПРАВИЛА СПЛОЧЕНИЯ

Главное правило ― дети должны работать сами. Только когда для достижения результата будут приложены общие значительные усилия, результат будет ценен и важен для участников. Очень редко коллектив становится сплоченным и безопасным для каждого его члена сам по себе, команду надо создавать и поддерживать, это вам подтвердит любой грамотный руководитель.

«Больше в школу не пойду!» или скорая помощь трудному классу | Дети в городе

При этом мы, как ведущие игр и тренингов, стараемся избегать сравнения участников друг с другом, соперничества и прямой конкуренции групп, работая по принципу «в команде нет лишних рук».

 

Отлично, если после проведенного мероприятия дети научатся  играм, в которые они смогут потом играть без взрослых, самостоятельно. Мы как-то обеспечили себе спокойные и бесконфликтные смены в летнем походном лагере благодаря тому, что научили подростков играть в «Мафию». Все свободное время дети в полном составе сосредоточенно сидели на бревнах и спасали Город от злодеев.

 

Следующее правило ― работа по сплочению детского коллектива должна быть системной. Мы рекомендуем планировать как минимум 3-4 мероприятия в год (по количеству четвертей или семестров). Кстати, при планировании коллективного дела не стоит изобретать велосипед, подойдут и хорошо известные всем «поиски клада», «полосы препятствий» или создание общего творческого проекта.

«Больше в школу не пойду!» или скорая помощь трудному классу | Дети в городе

Общее дело станет хорошей классной традицией, поможет преодолеть кризис в отношениях в проблемном классе и создать уникальную атмосферу в коллективе, который только сформирован.

 

Вам решать, будет ли родительский комитет организовывать подобные мероприятия самостоятельно или обратится к специалистам: тренерам, ведущим командообразующие игры, организаторам детского досуга. В настоящее время в Челябинске существует несколько организаций, проводящих подобные игры и тренинги. Форма и игровая оболочка таких мероприятий может быть разной, главное – акцент на командной работе, наличие строгого запрета на моральное насилие внутри команды, профессионализм ведущих и соблюдение техники безопасности.

Например, вы можете обратиться к нам, в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Челябинска

«Больше в школу не пойду!» или скорая помощь трудному классу | Дети в городе

Авторы и ведущие

Абрамова Елена — детский психолог высшей категории, победитель конкурсов «Педагог-психолог Челябинска-2008», «Педагог-психолог России-2008» в номинации «творчество и профессионализм», психолог программы «Охота» ТРЦ «Восточный Экспресс».

Макарова Анжела — детский психолог высшей категории, руководитель психологической службы Центра, автор и ведущая летнего туристического лагеря для детей и подростков.

Программа тренингов «Нулевой Меридиан» имеет необходимую сертификацию, в 2010г. заняв 1 место на Олимпиаде психологов РФ в номинации «Коррекционно-развивающие программы и курс элективного выбора для школьников».

 

Телефон  +79048122996, Елена

Тренинги командообразования и развивающие игры в школах.

 

 

02.07.2013

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Расскажите об этом друзьям →
Scroll To Top