Мы начинаем публиковать обзоры книг. И начнем с литературы для детей 9-12 лет. Первую книгу, которую обожает вся наша редакция, представляет наш новый колумнист Анастасия Малейко.
Что читать детям от девяти до двенадцати? Удивительно, но вопрос не такой простой, как кажется сначала. У нас, тридцати-сорокалетних, выросших на хорошо укомплектованных фондах советских библиотек, такой вопрос практически не возникал.
Все было как-то понятно. Были Жюль Верн, Майн Рид и Дюма. Был Николай Носов с Витей Малеевым, «Мишкиной кашей» и «Огородниками». Был Денис Драгунский с блистательными «Денискиными рассказами». Была Ирина Пивоварова, с любимой всеми девочками непутевой и неунывающей Люсей Синицыной. За книгами из серии приключений носовского Незнайки, помню, была очередь, и приходилось месяца по три дожидаться очередной книги…
Сейчас сложнее. Жюль Верн, Майн Рид, Сент-Экзюпери, Даниэль Дефо и Свифт никуда не исчезли. Да и все наши любимые советские авторы остались такими же захватывающе смешными – вот они, зачитанные, стоят на каждой книжной полке у десяти-двенадцатилетних. Но приходит момент, когда современным детям, гораздо более взрослым, чем мы в их возрасте, хочется чего-то еще. Нового взгляда, расширяющего старые добрые границы детской классики. Хочется книги, в которой было бы все по-настоящему, по-взрослому, без скидок на возраст и опыт. Книги, которую после тебя, смеясь и удивляясь, взахлеб читает мама.
ЧУДАКИ И ЗАНУДЫ
И такие книги есть. Одна из них – повесть шведского автора Ульфа Старка «Чудаки и зануды», вышедшая в издательстве «Самокат».
Надо сказать, современная детская и подростковая скандинавская литература – это отдельный остров, и, раз шагнув на его удивительную землю, остаешься там навсегда. Один из островитян, швед Ульф Старк когда-то начинал как «писатель для взрослых». Однако только после того, как в середине семидесятых родились первые повести, адресованные подросткам, а фактически читаемые целыми семьями, Старк стал настоящей звездой, получил престижную премию Андерсена и стал переводиться на многие языки мира.
С первых страниц «Чудаков и зануд» мы попадаем в яркий, непостижимый мир. Здесь многое нелогично, порою опасно, но притягивает, как магнит.
В этом мире понятие нормы значительно сдвинуто, возможно, именно поэтому чудеса и странности становятся регулярными и обыкновенными. Вот воскресное утро. Квартира, вся забитая коробками, ненужными вещами, невскрытыми упаковками. Вот девочка Симона, которой сегодня стукнет двенадцать, и которой не хочется переезжать в другой район, менять школу и друзей, и все оттого, что мама съезжается со своим странным другом Ингве.
А вот и сама мама-художница, забывшая о дне рождении дочери и мирно спящая, укрывшись старой лисьей шубой. Потом мама проснется, и среди коробок и ящиков найдет Симоне подарок – большой стеклянный шар, предсказывающий будущее. Потом они переедут, забудут в старом доме собаку, поссорятся, помирятся, вновь поссорятся, будут искать собаку по всему городу, разъезжая на стареньком фиате Ингве.
Затем из дома престарелых сбежит дедушка, в женских сапогах и развевающихся одеждах (пришлось натянуть на себя первое попавшееся в гардеробе). А после Симону примут в новой школе за мальчика, и она специально купит черные джинсы и огромную футболку, чтобы две недели ходить «настоящим мальчишкой»…
Мама по ночам играет на саксофоне, Ингве боится высоты настолько, что не может повесить люстру, дедушка обожает виолончель и убежден, что мир делится на две половины – чудаков и зануд.
И оторваться от истории Старка уже невозможно, словно тебя посадили в странную машину, и она на большой скорости то ныряет под воду, то поворачивает за темные холмы, то поднимается высоко в горы…
«Занудам все ясно, – говорит восьмидесятилетний дедушка, – но для нас, чудаков, нет определенности».
Определенности в этой книге нет, это точно. Любовь, опасности, приключения, юмор, живые характеры, ситуации, тяготеющие к комиксам, – есть, а вот «определенности» – нет. Ульф Старк предлагает читателям две судьбы, два непересекающихся пространства. Первое – мир «зануд». Это устоявшийся, предсказуемый, застывший мир, в который шагает каждый, желая обезопасить свою жизнь от неожиданностей и случайностей. Нет человека на земле, не побывавшего в этом мире. Там безопасно, все ясно и правильно.
Но все самое удивительное, читаем мы между строк, происходит не «там», а «здесь», среди чудаков. И, наверное, стоит рискнуть и постучаться в эту волшебную дверь, в конце концов, ничего и никого, кроме настоящего «себя», мы там не встретим.
Цитаты из книги:
***
«И весь вечер она старалась быть нормальной мамой. Бороздила пол чудовищным блестящим пылесосом, который ревел так, что не давал разговаривать. Потом долго терла оконные стекла, так, что они скрипели, словно моля о пощаде. Затем обмела паутину, сгребла в кучу грязную одежду, распаковала ящики и картонки, расставила по местам мебель, полила цветы, заварила чай и все это время была абсолютно невыносимой».
***
«Мы все исполнены сил, о которых знать не знаем, – продолжал дедушка. – Словно море, кишащее всякими диковинами – рыбой и водорослями – и полное движения и жизни. Осторожные зануды строят дурацкие мостики через эти загадочные глубины, боятся замочить ботинки – вдруг испортятся. Мы же, чудаки, прыгаем в поток и отдаемся на волю волн, нас несет течением. Пусть это опасно. Пусть на нас с ужасом и страхом смотрят зануды».
***
«И вот снова кто-то что-то недослышал или записал неверно. Буква «а» потерялась, и все ждали мальчика по имени Симон. А заявилась я! Ну что теперь прикажете делать? Сказать по правде, у меня редкостный талант влипать в самые невообразимые истории».
03.10.2013Расскажите об этом друзьям → |