Как оказалось, предновогодняя суета и детские праздники — это не только радостные хлопоты. Вернее, хлопоты–то радостные, а вот проблемы, которые приходится решать по ходу подготовки к новогодним праздникам — не всегда. У моей дочки, к примеру, в этом году — первый в жизни утренник, но, «выходя в свет», мой ребенок иногда ведет себя несколько странно. При большом скоплении людей, воспитанная Печенка становится просто невыносимой: кривляется, корчит рожицы и во весь голос исполняет любимые песни.
Обратилась к психологу. Ответ, если честно, удивил:
«С подобными проблемами (в разной форме), обращается много родителей, — поделилась Марина Звягинцева. — И, поверьте, невоспитанность тут не причем. Дети часто не знают, как справится с волнением, и выражают его по-разному. Ваша дочь ведет себя так. Кто–то истерит. Кто–то “забивается в угол” и сидит там весь праздник. Просто нужно разобраться, что именно беспокоит кроху и найти, как успокоить взволнованное чадо».
Давайте разбираться, что делать!
«НЕТ!» ИГНОРУ
Для начала, несколько примерных ситуаций, которые специалисты рекомендуют не решать агрессивно. То есть, кричать и ругаться — строго запрещается. Как и думать, что «само пройдет».
«У нас в семье такая проблема: дочке 4 года и в последнее время не справляемся с ребенком совсем, — переживает на одном из форумов мама маленькой Риты, Алла. — Причина — частые истерики по любому поводу плюс неадекватный страх перед новыми незнакомыми людьми (даже на утренниках пугается Дед Мороза, Снегурочку и прочих сказочных персонажей), боязнь резких посторонних шумов (начиная от шума перфоратора заканчивая громкой музыкой на праздниках). Первые отклонения, к которым мы тогда серьезно не отнеслись, были замечены год назад на утренниках. Ребенок закрывал уши, говоря, что слишком громко и постоянно сидел у меня на коленях со словами «боюсь»… Мы такое поведение относили к плохому настроению. В целом, дочь общительная, в садик ходим с трех лет, с другими детьми и воспитателями общается заинтересованно.
Осенью пыталась записать Риту в танцевальный кружок с детьми её возраста, отходили 4 занятия, но… ни разу она не занималась, как все. Большую часть времени провела у меня на руках. На мои попытки уйти и оставить её — кричала и вела себя неадекватно. И вот, спустя год, на утренниках ситуация вновь повторилась, дочка зажимается, лезет на руки при виде аниматоров и чужих людей, отказывается участвовать в празднике. Зато на следующий день с удовольствием смотрит видео! Я уже всю голову сломала, как вести себя…»
«Немного о сынишке. Летом ему будет пять лет, — рассказывает Анна Ярмоленко, мама капризули–Андрея. — Сын общительный, спокойный, послушный, но в то же время активный. К утренникам относится просто невозможно: начинает плакать, цепляться, меня не отпускает, кричит. Говорит: “не хочу праздников в садике”. Когда задают учить стишки, он выучит, в группе рассказывает громко, с выражением (так воспитатели говорят), а как утренник — пиши пропало! И еще: перед каждым мероприятием у него истерика… Вот буквально сегодня все повторилось, пытаюсь узнать причину, он закрывается книжкой и говорит, что не любит праздники в детском саду, что праздновать хочет только дома. Можно ли как то на это повлиять? И какие причины могут быть тому виной?»
«В таких ситуациях предлагаю порассуждать на тему, — делится мыслями детский психолог Елена Тимошенкова, — что движет детьми. И задаю мамам несколько простых вопросов. Когда вы приходите на детские мероприятия, что вы ощущаете? Комфортно ли вам? Как вы считаете, праздники организованы для детского веселья или больше с позиции взрослых? Насколько уютно ощущают себя на торжествах другие малыши?
В большинстве ситуаций детей страшит не само мероприятие, а его ожидание. Вполне вероятно, неадекватность и истерика — способ снять напряженность, связанную с подготовкой. Терпеливый ли у вас ребенок? Подумайте, как «разрядить» его более конструктивно? Старайтесь проявлять благоразумие и мягкость — не ставьте отпрыску ультиматумов (“все, ты больше не будешь ходить на праздники, раз так себя ведешь!”), ему итак непросто. Оставьте за ним право выбора — не посещать подобные мероприятия, если уж они даются ему настолько тяжело».
«Сыну летом 4 года исполнилось, на утреннике должен был танцевать, но не пошел, — огорчается мама маленького Олежки, Алла Сырцева. — И это было уже не в первый раз… Готовится, учит слова, а потом не идет, практика показывает — он отлично чувствует себя в ‘своей” обстановке, а на выпускном в другой группе не стал танцевать. Может это произошло оттого, что много незнакомых людей?»
«Вообще, тут, на мой взгляд все предельно ясно, — комментирует психолог и гештальт–терапевт, Марина Звягинцева. — Я вижу, что малыш, по факту, категорический отказ выдал только однажды — в окружении чужих детей. А, может быть, ребенку просто не нравится танец, который его просили исполнить?»
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
Что греха таить — многие дети стесняются выступать публично. Петь, рассказывать стихи и танцевать — все эти любимые дома занятия, на утренниках превращаются в пытку. Чтобы миновать этой незавидной участи, дети интуитивно придумывают различные способы: один хитрее другого. На традиционное «не хочу–не буду» мамы и папы реагируют игнором, поэтому в ход идет механизм «условной желательности» и малыш внезапно «заболевает». Поймите правильно, ребенок не притворяется — это вполне реальное недомогание, как отклик на тревожную для него ситуацию.
Как часто такие внезапные «недуги» случаются у вашего крохи? Из–за чего ваш малыш может переживать так сильно? Достаточно ли тепла вы даете сыну или дочке? Может быть, предъявленные к нему (ней) требования слишком высоки?
Продолжение следует…
Автор: Евгения Грибкова
25.12.2013Расскажите об этом друзьям → |