Соотношение таких далеких друг от друга явлений, как экология и национальное, в недавнем прошлом показалось бы многим едва ли уместным или же вызывающим снисходительную улыбку. Сейчас общепризнанно, что разрушение окружающей природной среды является источником ухудшения существования человека как биологического типа. Однако лишь в последние годы хотя и медленно, но наступает осознание того, что ухудшение экологической обстановки — это также причина размывания национального, деформации патриотического. Следовательно, экологическая проблема носит характер не только вопроса выживания человека как биологического типа, с чем так успешно справляются экологические центры, например http://acteco.ru/uslugi/pasport/, но и касается непосредственно социально-политической и культурной сфер.
Первая и самая древняя составляющая часть любого национального фактора, патриотизма, любви к родине — это любовь к окружающей природной среде, которая включает в себя климат, ландшафт, природные ресурсы для занятия определенными видами трудовой деятельности, необходимой для поддержания самого существования человека. Для крестьянина, будь то земледелец или скотовод, любовь к конкретной «своей» природе заключается не только в поэтическом любовании, но главное — в поклонении ей как матери-кормилице, источнике жизни его самого и его семьи. Поэтому национальные особенности крестьянского характера, его местный патриотизм столь прочен, устойчив, консервативен, не поддается любому влиянию извне, отвечая на него при стечении определенных обстоятельств, грозящих самому «национальному» существованию, проявлением крайних форм национализма, причина кроется объективно в прочных нерасторжимых связях сельского труженика с родной природной средой, составной частью которой он является сам), доставшейся ему в целости и сохранности от предков, он сам, в свою очередь,, кормясь от природы, долей передать ее потомкам в таком же сбереженном виде.
Природа являлась всегда также благодатным источником для формирования духовной культуры землепашца и пастуха. Земля, воды, лес, горы, в общении с которыми проходила жизнь сельского жителя, обожествлялись, будили воображение и фантазию. Так создаваясь мировоззрение в виде языческих верований, зачатое религии и художественная культура в виде народного фольклора (сказки, песни, пословицы и поговорки, обряды и пр.). Наконец, освоение окружающей природной среды вело к появлению начал научных знаний по скотоводству, земледелию, природоведению. Следовательно, материальные и духовные связи природной средой становились основой рождения определенного самобытного национального характера.
В национальном характере горожанина природная среда занимает значительно более скромное место. По мере развития города, все его большего отделения деревни терялась прямая связь человека с природой, земля становилась все более косвенной его «кормилицей», как материальной, так и духовной. Национальное, патетическое в характере жителя города носит исключительно духовный (к тому же практически не связанный непосредственно с природой) характер (язык, культура, архитектура, литература, музыка, живопись).
Экологический аспект в национальном характере, в характере современной личности заметно ослаб в силу значительного сокращения сельского населения и урбанизации деревни, отчуждения масс населения от природы и размывания патриотизма. Таким образом, охрана природы, экология имеет в современных условиях не только огромное народнохозяйственное значение, но и играет большую роль в интернациональном и патриотическом воспитании молодежи, являясь, как уже было отмечено выше, государственной социально-политической и культурной проблемой.
20.08.2018Расскажите об этом друзьям → |