Как известно, внимание является важным психическим процессом, позволяющим сосредотачиваться на чем-либо. Младенцев изначально привлекают красочные предметы, разные голоса, звуки.
Подрастая, малыш уже тянется к разным игрушкам или другим предметам, которые вызвали у него интерес, начинает их крутить в руках, пробовать на вкус, исследовать.
Однако если ребенку предложить другую игрушку, он сразу берет ее, забыв о той, которую только что держал в руках. То есть дети в раннем возрасте еще не способны длительно удерживать свое внимание на чем-то одном, они быстро теряют к этому интерес, сразу переключаясь на что-то другое. Это объясняется неустойчивостью внимания.
Если малыша заинтересовала какая-либо яркая вещь, он будет требовать ее и плакать, пока ему это не дадут в руки. Но если невзначай карапузу показать нечто иное, что способно отвлечь его внимание, то он сразу забывает о том, чего хотел до этого.
Далее, ребенок уже обращает свое внимание не только на игрушки, но и на окружающих его взрослых, уже различая их по внешности и по голосу.
Когда малыш уже способен ходить, он сам выбирает понравившиеся предметы, манипулируя ими. А к двум годам детки могут самостоятельно играть игрушками, выполняя какие-нибудь действия, к примеру, возить машинку, насыпать песок в ведерко.
В это время внимание детей принимает другую форму, начиная подчиняться задачам, которые возникают при выполнении каких либо действий. Постепенно начинает развиваться произвольное внимание. Под влиянием взрослых малыши уже могут складывать после игры свои игрушки, сами одеваться, знают, где находятся их вещи.
У четырех-пятилетних дошкольников уже можно заметить устойчивость внимания. Они могут сосредоточиться некоторое время на том занятии, которым занимаются (рисуют, играют, лепят, выводят буковки и пр.).
Однако, если при чтении сказки, даже тогда, когда ребенок весь во внимании и с открытым ртом следит за губами читающего, вдруг кто-то войдет в комнату, то внимание дошкольника переключается на другой объект, отвлекаясь от слушания.
Некоторые из детей не могут выполнить поставленную перед ними цель, к примеру, найти на картинке какую-нибудь зверушку среди множества других. Это говорит о том, что ребенок не может еще концентрироваться на чем-то конкретном и все время отвлекается на посторонние вещи.
Как считают ученые-психологи, важным моментом дошкольной жизни является игра, во время которой формируются важные компоненты психической деятельности ребенка-дошкольника.
Ближе к школьному обучению дошкольники уже способны сконцентрироваться на определенном объекте, у них вырабатывается усидчивость.
В школе предъявляются более сложные требования. Первоклашки должны уметь выполнять поставленные перед ними задания, обладать дисциплинарными навыками, уметь сосредоточиться на том, о чем говорит учитель.
В начальных классах у детей формируется непроизвольное внимание, которое зависит от того, насколько педагог заинтересует учащихся. Если нет заинтересованности, ребенок отвлекается, становится невнимательным, что впоследствии сказывается на его успеваемости.
Младшие школьники легко могут упустить главное об учебном предмете, отвлекаясь на что-либо второстепенное или вовсе постороннее. Они еще не совсем умеют распределять свое внимание.
Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что внимание формируется в процессе взросления и воспитания, и в большей степени зависит от взаимодействия взрослых. Чем больше взрослые будут уделять внимание процессу воспитания, тем лучше будут развиваться все психические процессы ребенка.
08.06.2016Расскажите об этом друзьям → |