На сегодняшний день существует множество методик раннего развития детей, однако одной из наиболее интересных и оригинальных является методика Зайцева, которая в основном рассматривает обучение детей чтению.
Николай Зайцев (род. 1939) — выдающийся педагог их Санкт–Петербурга, разработавший уникальную и действенную методику обучения чтению детей.Основы обучения
После долгих наблюдений, Зайцев пришёл к выводу, что стоит отказаться от того, от традиционного подхода к обучению чтению в детских садах или школах. Такие технологии, по его мнению, негативно влияют на психомоторное развитие ребёнка, а также на его здоровье в целом. Зайцев утверждает, что традиционный метод овладения чтением развивает патологические речевые комплексы и закрепощает психомоторную свободу. Эти факторы приводят к формированию речемоторной напряжённости, которая уже сама по себе способна привести к ранним психическим отклонениям.
Пособия по чтению, разработанные Николаем Зайцевым, основаны на естественной для детей потребности в игре и на системности подачи материала. Таким образом, ребёнок гармонично и постепенно усваивает материал без вреда для здоровья.
«Кубики Зайцева»
Наиболее известным пособием по чтению являются «Кубики Зайцева». На гранях кубика изображены склады слов. Зайцев выделяет в слове не слоги, а склады, которые состоят из двух букв — согласной и гласной, согласной и твёрдым или мягким знаком или же из одной буквы.
Кубики различны по размеру, окрасу и звуку, который он издаёт. Все эти особенности помогают детям почувствовать и запомнить разницу между твёрдыми и мягкими буквами, звонкими и глухими, гласными и согласными. В возрасте 3–4 лет дети способны научиться читать с первых же занятий, а малышей от года и старше, в течение нескольких месяцев можно научить говорить и читать одновременно.
«Кубики Зайцева» не применяются сами по себе, параллельно с кубиками применяются и другие материалы, входящие в их состав. Среди них листы формата А1, аудиокассета или CD диск с песнями, 60 развёрток из плотной бумаги или картона, которые легко складываются в кубики, различные наполнители для кубиков — деревяшки, металлические пробки от бутылок и др., методическое руководство, которое предлагает 65 различных долгое время испытанных практик. Такие кубики рекомендуется применять для детей старше полутора лет.
В зависимости от требующегося звучания кубики наполняют различными материалами. Например, если нужно продемонстрировать глухой звук, кубики наполнят деревянными деталями, а если звонкий, то металлическими пробками.
Кроме этого, определённые буквы выделены определёнными цветами, что позволяет легче запомнить правила фонетического разбора. Склады на кубиках легко различаются по цвету, размеру, звуку (в зависимости от наполнителя), что на интуитивном уровне способствует лучшему пониманию и запоминанию. Практикуется также пропевние цепочек складов. Одного комплекта «Кубиков Зайцева» вполне хватает для занятий в классе, дома или в группе в течение нескольких лет.
Если занятия начинаются с ребёнком очень маленького возраста, то следует перевести обучение в ещё более игровую форму. Лучше отказаться от таблиц и других более «взрослых» методов обучения, внимание, в основном, должно уделяться кубикам.
Метод обучения чтению детей с помощью кубиков, Николай Зайцев выбрал не случайно. Он пришёл к выводу, что методом игры можно добиться высоких результатов в осваивании материала, а также создать правильные условия для развития творческого потенциала и способностей ребёнка. Опять же, стоит отметить, что в отличие от традиционных методов обучения чтению, методика Зайцева не вредит психическому здоровью малыша.
Преимущества Методики Зайцева
С помощью такой техники обучения и развития, малыши быстро и весело усваивают основные правила русского языка, а именно учатся читать, писать, считать, разбивать слова на слоги и склады, ставить ударение, составлять предложения, производить звукобуквенный анализ и многое другое.
Данная методика стимулирует различные органы чувств, такие как осязание, зрение, слух, что приводит к более глубокому восприятию окружающего мира.
25.02.2014Расскажите об этом друзьям → |