«Еще до рождения дочки я создала для нее огромную библиотеку из красочных книг, а над колыбелькой повесила плакат с буквами. Из методик раннего развития я выбирала только то, что подходило нашей малышке. Действовала по правилу — заканчивать занятие до того, как оно успеет наскучить ребенку. В результате — еще до 1,5 лет Михайлинка знала все цвета, все гласные буквы и некоторые согласные. Дальше — больше. Рассматривая с папой «Большую иллюстрированную энциклопедию географии», дочка с легкостью изучила флаги более чем тридцати стран мира и запомнила названия всех штатов Америки. Наше восхищение ее способностями было неподдельным — даже наш папа, большой любитель географии, до сих пор все флаги штатов США не знает!
В 1 год и 8 месяцев мы всерьез занялись изучением букв — с помощью плакатов, кубиков, мозаики и карточек, развешанных по всему дому.
Сейчас дочке два годика и она с легкостью складывает слова на магнитной доске из разноцветных букв, любит читать рекламные щиты и названия новых книжек. На английском языке она знает уже более 20 слов (запоминает их на лету!), а названия многих картин и скульптур дочка изучила, просто рассматривая энциклопедию мирового искусства. Я радуюсь успехам нашей крошки, но меня мучает вопрос: «Не слишком ли ребенок утомляется от всей этой «взрослой» информации?» Ведь некоторые дети ее возраста еще и разговаривать-то толком не умеют! Я успокаиваю себя тем, что мой ребенок не сидит день и ночь над книгами, а большинство времени проводите играх, бегает, проказничает и вообще не любит сидеть, даже кушает стоя! Заниматься чем-то дольше 10-15 минут она не может — то кубики складывает, то кукол нянчит. И еще один вопрос: как нам быть дальше, если развитие ребенка пойдет такими темпами?»
Очень приятно, что вы понимаете, насколько важен для ребенка период детства. Результаты ваших стараний и внимательного отношения к развитию малышки говорят сами за себя. Что же касается волнений по поводу перегрузки ребенка информацией, то они вполне понятны. Но хочу вас утешить: дети обладают формой мышления, которая отличается от «взрослой». Она называется «впитывающий ум». Это природная способность человеческого мозга до 3-х лет запоминать и воспроизводить информацию, двигаясь собственным интересом. Имея такой тип мыслительной деятельности, ребенок и делает свои сверхъестественные достижения. Можно сказать и так: существует некая психическая сила, которая помогает малышам в их стремительном развитии. В два года у ребенка есть интерес не только к механическому запоминанию информации — в связи с развитием организма и становлением личности малышу необходимо развивать и другие качества. Поэтому хочется напомнить вам о сенситивных периодах развития ребенка, которые появляются благодаря некоему внутреннему импульсу и проходят за довольно короткий промежуток времени. На таких этапах развития дети становятся восприимчивы к тем или иным способам, видам деятельности, чувствительности или поведения. Например, понимание порядка, развитие чувств, речи, социальных навыков (самообслуживание, независимость). Это хорошо, что Михайлинка запомнила большое количество слов и названий. Но где она будет применять эти знания? В детском коллективе они пока не нужны. Для детей ее возраста в первую очередь важно овладеть практическими и социальными навыками.
Вам также нужно внимательно отнестись к развитию у дочери умения концентрировать внимание. Этому будет способствовать специально организованная обстановка в доме (комната, уголок) и упражнения для развития разных умений и навыков. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя хозяином на своей территории, которую уважают и принимают взрослые. Запомните простые, но очень важные правила:
1. Физическое передвижение ребенка на «своей» территории не должно быть ограничено искусственными препятствиями. Но и о безопасности, конечно же, забывать нельзя!
2. По мере развития ребенок способен каталогизировать информацию, поэтому внешний порядок становится для него внутренним. Обеспечьте комнату (уголок) малыша полками для игрушек, книгами и играми. Их не должно быть много: два-три развивающих пособия, музыкальная игрушка, место для творчества, место для книг, уголок с мягкими игрушками, коробка с конструктором.
3. Взрослый обязан поверить, что ребенок будет делать то, что ему нужно делать. Это и есть естественная чувствительность и порыв к приобретению независимости. Оснастите комнату ребенка предметами и мебелью по уровню роста малыша и в соответствии с его возрастом.
4. Ребенок рождается с врожденной мотивацией постигать и исследовать окружающую среду. Если же она не обеспечивает удовлетворения его усилий, малыш чувствует себя неустроенным. Поэтому очень важно создать для ребенка среду таким образом, чтобы вероятность успеха увеличивалась. Только его собственный успех обеспечит желание повторять действия. Удачи вам!
13.08.2015Расскажите об этом друзьям → |