Евгения Грибкова попыталась разобраться в том, что такое инклюзивное образование и чего опасаются родители в связи с ним.
Что такое инклюзия в образовании? Это непросто совместное обучение здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями. Это когда вся образовательная система подстраивается под нужды «особого» ученика. Возможно ли это в нашей реальности?
«За» и «Против»
Инклюзия давно обсуждается на разных уровнях – как на государственном, так и общечеловеческом. Самый примитивный опрос среди моих знакомых на эту тему привел к очевидным результатам. Мамы «особенных» детишек переживают, что введение инклюзивного образования просто переведет больных малышей в общеобразовательные школы, не перекроив ни образовательную программу, ни условия, лишив (под благовидным предлогом социализации) даже того, что есть сейчас. Мамы обычных детей опасаются, что инклюзия лишит их отпрысков традиционной учебной программы, которая будет упрощена во благо «юных реабилитантов». Так почему не улучшить те коррекционные школы, которые есть?
Цифры
«Я в свое время президенту задавала вопрос про школу и реабилитацию, — на одном из интернет–форумов делится многодетная мама Мария, у которой один из сыновей – аутист. — Помните, когда была акция: “Задай вопрос президенту”? Месяца через полтора пришел ответ из нашего здравоохранения, там было написано, что таких детей в нашем Челябинске около 150 человек. Это, якобы, те, кто состоит на учете у психиатра. И поэтому (всего–то 150 детей, подумаешь!) открывать для таких детей специальную школу нецелесообразно».
Данные, предоставленные Всемирной организации аутизма (WAO), весьма красноречивы: последнее десятилетие увеличило число «особенных» малышей буквально в несколько раз. Если раньше говорилось о 5 до 26 случаев на 10 тысяч детей, то нынешние цифры — просто шокируют: 1 на 150 человек.
В министерстве здравоохранения Челябинской области статистику по аутизму не ведут. Но учитывая, что на Южном Урале около 746 тысяч детей и подростков до 19 лет, аутистов среди них примерно 5 тысяч (если использовать данные WAO). В любом случае после 19 лет аутизм, как утверждают специалисты, не проходит. А, значит, реальные показатели куда выше. Но аутизм — это не единственный диагноз особенных детей.
Норма для общества
К бабке не ходи: львиная доля развития малыша зависит от посещения сначала детского сада, а впоследствии — школы. Дети с аутизмом, тем более, если диагноз был поставлен в возрасте от трех лет, нуждаются в еще более трепетном и детальном внимании воспитателей и учителей. Тем не менее:
«Особенные детки часто — объект гонения, — рассказывает председатель общественной организации помощи аутистам «Маленький принц» Любовь Клименкова. — Знаю массу случаев с исключением таких детей из школ. Самое ужасное — мамы и папы не считают нужным бороться за права своего ребенка… Хотя это можно объяснить колоссальной усталостью от бюрократических проблем: у нас, в Челябинске аутизм как приговор — мало что делается для больных детей. Поэтому, к сожалению, часто встречается ситуация, когда родители считают своего необычного малыша чуть ли не позором и ничего не делают, чтобы исправить подобное положение вещей».
На самом деле, мало кто понимает принципиальную разницу между формальной и «истинной» (реальной, настоящей) инклюзией. И что интересно и странно: в России инклюзия «стартовала» не с дошкольников и школяров, а со студентов.
Дарья Романенкова, начальник Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ говорит:
«Мы работаем так с 1995 года. 50% учащихся с проблемами в здоровье нуждаются в довузовской подготовке. Мы гордимся тем, что нам удается развивать в здоровых студентах адекватное восприятие “особенных” поступивших. Это в принципе, в обществе должно быть нормой».
Но, может, эта норма должна формироваться не в студенческой среде, а еще в дошкольной и школьной?
Все–таки, это огромная пропасть — просто поместить малыша с отклонениями в общеобразовательное учреждение и поместить его в это же заведение при стопроцентном создании условий, в которых он сможет развиваться.
Коррекционное образование исчезнет или останется?
Маргарита Павлова, уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области, уверила, что специальные образовательные учреждения, как и проверенные временем эффективные методики по–прежнему будут использоваться, они не раз доказали свою полезность.
«Что касается детей–аутистов, которых в последнее время становится все больше, образовательная система не знает, что с ними делать, — рассказала Маргарита Павлова. — Для того, чтобы развивать и адаптировать детей с проблемами слуха и зрения — есть масса образовательных методик. Для особенных детей их на сегодняшний день еще не изобрели. Практика показывает, что малышей с такими отклонениями бессмысленно обучать в стенах “специальных” школ. Для того, чтобы социализировать их, необходимо включение в обычный детский коллектив. То же самое можно сказать и о детях с особенностями психического развития и интеллекта. Обучение в традиционной школе с использованием коррекционных методик позволит отставание таких детей сделать минимальным».
Вообще, это только сказать просто — «инклюзию в школы». На самом деле, нерешенных моментов много: начиная от общественной готовности к такому «слиянию», продолжая кадрами, заканчивая обустройством классов и прочими «техническими» деталями. И пока они не будут решены совместное обучение не будет истинной инклюзией, не будет работать во благо. Но решаются ли они?
«Сверху» давно было сказано: инклюзия — не норма для России. «Особенные дети» не защищены толком, недофинансированы. К слову, правовой поддержки инклюзивного образования пока нет.
Учится, к примеру, ребенок–аутист в обычной школе, достигает каких–то своих (!) высот, а, значит, и документы об окончании просто не могут быть такими, как у всех. Снова споры. Кто решать будет?
Как построить мосты?
Возвращаясь к «за» и «против» инклюзивного образования, приведу несколько мнений.
«Я с уважением отношусь к матерям особенных детей и самим малышам и прививаю это уважение своему сыну, — говорит Галина, мама Артема. — Но я категорически против, чтобы мой здоровый ребенок рос в окружении больных детей. На мой взгляд, и для малышей с особенными диагнозами ничего хорошего не выйдет: никто не отменял детскую жестокость… Этого не избежать. К тому же, сейчас на то, чтобы реализовать инклюзию, брошено много сил, родительских нервов и денег. Не проще ли эти усилия направить на то, чтобы создать больше возможностей для развития “особенных” детей?»
А вот видение ситуации родителей «с другой стороны»:
«Это выглядит как желание помочь, но многие из нас понимают, что иллюзорная попытка “социализировать” наших детей — это просто экономически выгодная сделка, — огорчается мама “особенной” Лизы, Анна Новожилова (фамилия и имя изменены по просьбе мамы – авт.). — Коррекционные школы и прочие заведения, которые способны дать нашим детям право на нормальную человеческую жизнь, дорого обходятся государству. Закинуть больного ребенка в “обычную” среду – это такой “эконом–вариант”, что ли? Но ведь все равно, траты, по сути, огромные! Честное слово, куда эффективнее было бы налаживать дружеские отношения между коррекционными и общеобразовательными учреждениями, например, какие–то совместные мероприятия проводить. Так автоматически отпала бы необходимость решать эти многочисленные «как» с программой и всем остальным, но при этом наши дети получали бы ту самую вожделенную социализацию, во имя которой все, якобы, делается».
Получается, что все родители понимают, что, скорее всего, с инклюзией в России будет как всегда: хотим лучшего, а получаем…
Неужели не найти компромисс между двумя противоречивыми позициями, которое занимает современное общество: либо «особых» к здоровым (но ведь и обычным школьникам развиваться нужно), либо разделить детей на разные «лагеря» (как пока, собственно, и есть). Может, стоит бороться за особенных детей, создавать «мосты», возможности, чтобы все у них получалось, но и интересами здоровых детей не жертвовать?
Как вы относитесь к введению инклюзивного образования в нашем городе? И какие у вас в связи с этим есть вопросы? Мы готовы продолжить эту тему, развивать ее, если она для вас, наши читатели, актуальна. Напишите, пожалуйста, свое мнение и вопросы в комментариях.
Автор: Евгения Грибкова
31.01.2014Один комментарий
Оставить комментарий
Расскажите об этом друзьям → |
http://www.aif.ru/society/people/1070238 вот как решают эту проблему в Московской школе. А что делать нам, в Челябинске, куда деваться с такими детьми? Я бабушка, у моего внука 5,5 лет аутизм, пока столкнулись только с тем, что в детском саду не очень то рады нам. Ощущение, что будут счастливы, если мы просто уйдем и будем сидеть дома. занимаемся активно в Гармонии, пока только в этом центре нас понимают и любят, с ужасом думаем о школе, хотя наш ребенок очень позитивный и любознательный, но в обычной системе он станет изгоем.