Вот прозвенел первый звонок. Родители с замиранием сердца отправляют своих вчерашних малышей на первые уроки. Детки с новыми ранцами и в красивой форме радостно начинают свою школьную жизнь.
И вдруг – слезы, отказ ходить в школу, скованность или наоборот, агрессивность. Что происходит с ребенком? И как родителям помочь первокласснику пережить момент «привыкания» к школе?
Не все сразу
Когда ребенок начинает учиться, он не становится школьником с первой минуты. Процесс становления будет длиться на всем периоде обучения в начальной школе. В это время дошкольное детство «знакомится» с правилами школьной жизни. И противоречия могут возникать довольно долго.
Одинаковых детей не бывает даже у одних родителей. Каждый ребенок со своим характером. Так и в классе: кто-то из детей может справиться с проблемами спокойно, а у кого-то они вызовут сложности в обучении и воспитании. И если не заметить, когда ребенку необходима помощь – велика вероятность распространения проблем и на подростковый возраст ребенка.
Какие трудности может испытывать первоклассник с началом обучения?
- Начинается школьный режим. Многие дети могут чувствовать усталость, раздражительность;
- Сразу в окружении появляется много новых людей (учителя, одноклассники). И со всеми ребенку предстоит наладить контакт;
- Изменяется отношение к ребенку в семье. Возникает ответственность за учебу, подготовку домашнего задания, поведение в классе и т.п.;
- Знакомство и изучение школьных предметов. Случается, что у ребенка это не вызывает интереса и к середине учебного года может возникнуть апатия и безразличное отношение к учебе.
Как предупредить
При поступлении в школу ребенок находится в таком возрасте, когда он психологически очень зависит от родителей. Его Я является еще очень слабым и ребенок не в состоянии доказать свою индивидуальность.
Родители, в свою очередь, могут совершать ошибки не только своей авторитарностью и доминированием. Ограждение ребенка от всех проблем, когда тот не имеет возможности проявить свою самостоятельность – вот причина, приводящая к неуверенности, неумению решать возникающие трудности в школе.
Родителям следует внутренне решиться на то, что ребенку надо дать возможность быть самостоятельным. Малыш вырос и не может начать двигаться дальше в своем психологическом и социальном развитии, если не отпустить его. Иногда это называется «разрезать пуповину».
Другая «глобальная» ошибка родителей – начинать строить отношения с первоклассником на основании его успехов в школе. И если ребенок дома получает негативное отношение к себе, или даже, наказание, у него может развиться страх перед возможными неудачами в классе, боязнь отвечать на уроке (поставят «двойку») и т.п.
Иногда страх быть наказанным дома за плохую оценку может толкать ребенка к совершению «страшных» поступков – вырвать лист из тетради, замазать корректором плохую оценку или вообще потерять дневник. И наказания за уже эти действия могут оказаться замкнутым кругом и для ребенка и для родителей. Всегда стоит настаивать только на одном – исправить можно все, но только своим трудом и вовремя.
Для первоклассника как никогда важно ощущать доверие и любовь родителей. Ребенок стоит на пороге огромного нового мира, где предстоит многое узнать, изучить и применять в жизни. Первый класс, и вообще, вся начальная школа, имеют важное значение в дальнейшем обучении ребенка. Надо помочь пройти ему этот путь спокойно, уверенно и радостно!
06.09.2016Расскажите об этом друзьям → |