В дошкольном возрасте ребенок мыслит конкретными образами. От года до 3-х лет это проявляется у ребенка в самых простых формах.
При представлении образа в подсознании всплывают пережитые ранее восприятия. Ребенок может себе представить образ реально существующего предмета или того, что в действительности не существует, а это очень помогает ребенку исследовать мир.
На развивающих занятиях с дошколятами педагоги часто используют различные игры, рисование, конструкторы и многое другое. Перед ребенком постоянно встают новые задачи, которые он представляет у себя в голове. Именно поэтому у ребенка начинает активно развиваться образное мышление. Образное мышление – база для создания логического, словесного мышления.
Формировать образное мышление у дошколят чрезвычайно важно, ребенку нужно уметь правильно рисовать образы и сложившуюся ситуацию в своей голове.
Методы улучшения образного мышления
- Углубленное изучение и сравнение различных предметов по форме, высоте, размеру, весу, окраске. Сравнивать можно бытовые предметы, игрушки, посуду, животных, растения. Лучше это делать в игровой форме, так ребенку будет интереснее, он не будет отвлекаться.
- Лепка из пластилина, теста. Важно, чтобы ребенок мог и копировать предмет и придумывать свои образы. В 3 – 4 года ребенок может вылепить простые предметы: яблоко, мяч, домик. Или простых персонажей: колобок, бабочка. В 5 – 7 лет можно предложить вылепить персонажей волшебного леса, придумать и вылепить инопланетян, несуществующих животных. Будет развиваться и образное мышление, и творческие способности, и мелкая моторика.
- Рисование по памяти и с модели. Рисуя каждый предмет, ребенок лучше его запоминает: из каких частей он состоит, какого он цвета, формы, размера, на что похож. После рисования больше можно рассказать о каждом предмете или герое. Информация надолго останется в памяти ребенка, он всегда сможет вспомнить и представить любой предмет.
- Использование различного рода мозаик очень эффективно для развития образного мышления. Во время построения различных узоров идет интенсивное развитие мелкой моторики. Мозаика готовит руку ребенка к новым более сложным движениям письму, рукоделию.
- Посещение музеев, любование природой дает ребенку новую информацию, новые впечатления и новые образы.
- Поездки за город для изучения природных достопримечательностей расширяют кругозор ребенка и позволяют изучать растения, животных и природные явления в системе.
- Тренировка памяти: использование рисунков разделенных пополам, всевозможные пазлы способствуют запоминанию деталей предметов и развитию образного мышления.
- Регулярная работа с цветным картоном, бумагой, создание аппликаций развивает навыки работы с различными материалами и закрепляет знания детей о форме, размере, цвете предметов.
Обязательно нужно заниматься с дошкольниками в определенной последовательности: много показывать, объяснять и разъяснять подробно. Затем заниматься совместно: ребенок и взрослый, практиковать самостоятельную работу по шаблону. А потом полностью доверить ребенку выполнение задания.
Развивать образное мышление у детей рекомендуется исключительно в спокойной располагающей обстановке, регулярно отмечать их успехи, хвалить и помогать. Но иногда объяснять, что нужно делать поделки как можно лучше, тем самым давая понять ребенку, что не только он один хорошо справляется с заданием.
Ведущие педагоги полагают, что нужно работать и над очень сложными заданиями, объясняя ребенку, что все решается, если приложить усилия вместе с друзьями или братьями и сестрами.
Чередуя несколько методов развития образного мышления, можно добиться высоких результатов за короткий срок. Ребенок будет легче и с удовольствием учиться в школе, используя полученные навыки.
Расскажите об этом друзьям → |