Самостоятельный ребенок – не только мечта любой мамы, но и просто необходимый этап развития. Самостоятельный ребенок менее подвержен стрессам. Ребенок, менее подверженный стрессам, более устойчив к заболеваниям (особенно этот момент актуален для детей, поступивших или поступающих в детский сад). Менее подвержены стрессам родители самостоятельного ребенка, а это очень важный фактор.
Как же прийти детской самостоятельности?
Выключаем телевизор
К сожалению, во многих семьях работа телевизора «на фоне» или постоянный просмотр мультиков – явление само собой разумеющееся. Но этот шумовой фон, реклама, или мультфильмы не мешает и не отвлекает внимание ребенка только на первый взгляд. На самом деле, дети очень часто, пусть на несколько секунд, но отвлекаются на телевизор и, как следствие, не могут сосредоточить все свое внимание на одном процессе. Помимо этого, если малышу не чем заняться, он не будет сам придумывать себе занятие, а в большинстве случаев посвятит себя очередному мультфильму или просмотру яркой и шумной рекламы.
Учимся играть
Дети рождаются на свет чистейшими существами, и все свои навыки впитывают в первые годы жизни от родителей. Часто мама и папа заваливают свое чадо разнообразными трещащими, поющими игрушками и удивляются, что ребенок не играет с ними дольше нескольких минут. Количество игрушек – не определяющий фактор в самостоятельной игре. Скорее наоборот – он самый последний. Чтобы ребенок играл и занимался самостоятельно, его этому нужно учить, так же, как учат детей цифрам или буквам. Научить просто – очень много времени играть с ребенком: рисовать, придумывать активные или ролевые игры, лепить, собирать конструктор. На это можно потратить достаточно много времени, но это время, в свою очередь, быстро окупится. Чтобы ребенок начал самостоятельные игры, во время занятия можно ненадолго удаляться (попить, выключить чайник, за печеньем или по любому другому поводу), тогда он некоторое время будет играть сам. Постепенно такие отлучки от игры можно увеличивать.
Ребенку скучно. И это хорошо.
Телевизор выключен, времени на обучение играм потрачено очень много. И вот настает момент, когда мама или папа заняты. Ребенку скучно. Малыш не улыбается, вполне возможно даже ноет. На самом деле, это замечательный процесс. Не надо пытаться развеселить ребенка, когда он немного заскучал, нет необходимости поднимать ему настроение мультфильмами или сладостями. Скука – это настоящий активатор мышления у ребенка. Именно она заставляет детей придумывать новые игры и творческие идеи. Если ребенку скучно, достаточно просто приобнять его и сказать: «Малыш, у мамы сейчас важные дела, тебе нужно поиграть самостоятельно». Пусть не моментально, но ребенок сам найдет себе занятие по душе.
Доступность игр
Кубики от конструктора разбросаны по всему дому. К полу прилепился огромный кусок пластилина. На комоде краска. Пазлы где-то глубоко под диваном. Машинки в туалете, а карандаши сложены в мойке на кухне. Похоже на страшный сон любой мамы. Стоит только представить такое, и все игрушки запечатываются, а творческие принадлежности убираются с глаз долой и выдаются только «по запросу» и под неустанным контролем мамы. Но как ребенку занять себя самому, если все, что ему нужно для занятий надежно спрятано? Задача родителей – создать свободную среду, в которой малышу не придется, к примеру, просить листочек и краски, чтобы порисовать. Только так ребенок может в любой момент времени занять себя сам любимой игрой или творческим процессом.
Расскажите об этом друзьям → |