В настоящее время существует множество вальдорфских школ по всему миру, в том числе и в России.
Вальдорфская система развития детей основана на духовной науке — Антропософии, которую создал австрийский философ и мыслитель Рудольф Штайнер ещё в начале ХХ века.
Основы вальдорфских школ
Антропософия (человекознание) основывается на духовных и научных методах достижения знаний о высших мирах. Антропософия также является наукой о единении человеческой души с божеством. Задачей этой науки является раскрытие в человеке способностей, о которых он не знал. Для того используются различные методы, в том числе музыка, эвритмия и др.
Педагоги вальдорфских школ стремятся как можно дольше сохранить в детях радость и дыхание жизни, которое часто теряется рано взрослеющими детьми. Отсюда и берётся главный принцип вальдорфской педагогики — уважение к детству. В ребёнке воспитывается вера в себя, вера в собственные силы, которая помогает детям раскрыться. В этом им также помогает познание мира, общества и самих себя.
В вальдорфских школах ученик долгое время находится под руководством и наблюдением одного и того же педагога. Это позволяет педагогу лучше понять и изучить своего подопечного и принимать наиболее подходящие и полезные решения относительно будущего развития ребёнка.
Особенности обучения
Обучение в вальдорфской школе, как и в обычной, начинается с семи лет и длится 11–12 лет. У детей есть классный учитель, который в идеальном случае опекает и следит за детьми на протяжении всей учёбы.
В вальдорфской методики обучения главный акцент делается на изучение «второстепенных» предметов, таких как музыка, вязание, садоводство и искусство. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Наряду с изучением родного языка, детей учат иностранным стихам, песням, другими словами они проникают в иностранную культуру. Все ребята обязательно играют на музыкальных инструментах, в частности на флейте.
В обязательном порядке дети обучаются вязанию спицами или крючком, ткачеству или плетению. Также происходит ознакомление с различными видами ремесла. Особое внимание уделяется эвритмии — искусству движения.
В школах часто отмечаются праздники, чаще всего религиозные (Рождество, Пасха), или же связанные с природными явлениями, такими как сбор урожая, наступлению весны, таянию снега и др. К таким праздникам основательно готовятся: разучивают песни и стихи, ставят сценки, делают костюмы и готовят подарки ребятам из школы, учителям и родителям.
В конце каждого семестра ученики вальдорфских школ устраивают концерты, чтобы показать чему они научились. Они готовят спектакли, рассказывают стихотворения, играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют.
В специально отведённом месте (обычно в вестибюле) вывешиваются лучшие работы учеников прошедшего семестра. Это могут быть лучшие рукодельные изделия, лучшие тетради, посуда из глины и многое другое.
В обучении по вальдорфской системе не используются учебники. У учеников есть рабочая тетрадь, куда они записывают все полученные на уроках знания. Однако в качестве дополнительного материала в старших классах всё же используются учебники.
В вальдорфских школах никто не учится только ради оценки, так как оценочной шкалы просто не существует. При переходе в следующее звено учитель пишет подробную характеристику про каждого ученика.
В таких школах уроки интересны и полны живых фактов, так как нацелены на развитие не только интеллекта, но и души и рук. Должное внимание уделяется развитию самодисциплины, благодарного отношению к природе и красоте мира, а также свободному независимому мышлению.
Вальдорфская система образования иногда подвергается обвинению в том, что она не даёт реальных знаний, необходимых для дальнейшей современной жизни. Однако практика показывает обратное. Известно много вальдорфских выпускников, которые успешно поступили в университеты. Существует даже статистика, которая указывает на то, что вальдорфские ученики намного более мотивированы учиться из–за приятной обстановки в школе и хороших доверительных отношений с учителями.
06.03.2014Расскажите об этом друзьям → |