Современный человек уже не представляет себя без определенного набора гаджетов: телефона, планшета, ноутбука. Но вся эта электроника способствует проникновению в человеческий мозг вируса цифрового слабоумия. И это не аллегория, это уже поставленный диагноз. Медики стали отмечать, что с 2007 года стабильно увеличивается количество детей, представителей цифровой эпохи, страдающих рассеянным вниманием, подавленностью, потерей памяти, нарушением умственных способностей, депрессией. Более глубокие исследования показали, что мозг в этом случае претерпевает трансформации, идентичные тем, что возникают как результат травмы головного мозга или появляются на первой этапе развития деменции, старческого слабоумия.
Дети стали иными, у них коренным образом изменились интересы и запросы. Статистика показывает, что европеец семи лет от роду уже год своей жизни провел с гаджетами в руках, а восемнадцатилетний потратил на них почти пять лет! Но мозг современного человека остался таким же, как и тысячелетия назад, — состоящим из сотен миллиардов нейронов, тесно взаимосвязанных между собой. И по-прежнему нуждается в развитии и пище, чем для него являются различные поступки, мысли, тактильные ощущения, решение проблем, глубокие размышления.
Специалисты отмечают, что пространство, помогающее познавать окружающий мир среднестатистическому ребенку, с 70-х годов прошлого века сократилось на 90%. Сегодня весь мир для них умещается на экранах планшетов. Современные дети не помнят, а иногда и даже понятия не имеют, как запускать в ручей бумажные кораблики, бегать босиком по траве, лазать по деревьям и прыгать по лужам. Даже общаться между собой они умеют лишь переписываясь через смартфон. Но для нормального развития надо тренировать свои мышцы, взаимодействовать с друзьями, строя реальные отношения, приобретать знания о возможных опасностях, которые существуют в мире и просто проводить время на свежем воздухе.
Правильное формирование мозга возможно только при воздействии на него внешних стимулов и чем больше, тем лучше. Именно по этой причине для развития мозговой деятельности современного ребенка, как и тысячелетия назад, крайне важно, чтобы исследование мира происходило физически, а не виртуально.
Необходим ребенку и крепкий сон, полноценный ночной отдых, который для современных подростков стал редкостью: многие из них не в состоянии оторваться от игр на планшетах и покинуть всемирную паутину. Сокращение продолжительности ночного отдыха приводит к нарушениям развития, к ухудшению успеваемости и отклонениям в состоянии здоровья.
Цифровые технологии оказывают в большей степени отрицательное влияние на мозговую деятельность ребенка. Во-первых, из-за однообразного постоянного нахождения в Интернете резко уменьшается внешнее влияние, необходимое для приобретения жизненного опыта, развития основных участков головного мозга ребенка, отвечающих за умение контролировать себя и ситуацию, принимать нужные решения, сопереживать. Во-вторых, у детей не развивается умение запоминать информацию. Любые данные легче найти через интернет-поисковики, чем заставить работать свою память. Отсюда возникают проблемы с развитием памяти. Дети ее не тренируют, а по закону живой природы то, что не работает, отмирает. В-третьих, у современных детей снизился уровень знаний. Статистика показывает, что сегодняшние одиннадцатилетние подростки демонстрируют знания на уровне восьмилеток, живших четверть века назад. Основная причина подобного явления – жизнь, большей частью проводимая ребенком в оцифрованном мире.
Для спасения будущего поколения от цифрового слабоумия достаточно ограничить ребенку доступ к разнообразным техническим приспособлениям. Так, дети Стива Джобса айпадом не пользовались совсем, а остальная цифровая техника была под строжайшим запретом по ночам и в уикенды. Создатель Твиттера ввел ограничение своим детям на пользование планшетом — не более одного часа в день.
Необходимо позаботиться о будущем детей сейчас, иначе через 20-30 лет подрастет поколение с диагнозом цифровое слабоумие.
21.07.2016Расскажите об этом друзьям → |