Колумнист Елена Черновол рассказывает, как изменение слов и тона в ее общении с дочкой помогает лучше договариваться и слышать друг друга.
Новогодние каникулы. Я с удовольствием предвкушала, как здорово мы проведем это время всей семьей. Но заметила, что львиная доля драгоценного времени уходит на то, чтобы достучаться до дочки. Говорю нужные и с моей точки зрения совершенно понятные вещи, например: «быстренько одевайся», а она меня даже не слышит…
Я хочу сказать много важных и нужных слов, но как сделать так, чтобы она меня услышала? Ведь часто, мы, родители, ловим себя на том, что наши слова как об стенку горох.
Я поняла, что если я не пойду по пути «развиваем свое умение разговаривать», то скоро сверну в сторону «не заметила, как повысила голос». И в один прекрасный день замечу, что без крика дочка вовсе не обратит внимание на мои слова. Я решила действовать и разобраться в том, что делаю не так. Вот, какие правила я взяла для себя за основу.
11 правил быть услышанной ребенком
Оказывается, когда мы обращаемся к ребенку с просьбой, надо соблюдать несколько правил.
1. Убедитесь, что вы установили контакт с ребенком
Имеется в виду тот эмоциональный контакт, который возникает между людьми, когда они смотрят друг другу в глаза. Понятно, что рост взрослого человека и ребенка разный, поэтому надо либо присесть рядом, либо взять ребенка на руки, либо мягко прикоснуться, привлекая его внимание.
Важно, что при этом я не пытаюсь гипнотизировать или подавлять взглядом. Прикасаясь (даже если очень сержусь), я должна контролировать свою силу и эмоции. Мы не выстраиваем отношения «удав и кролик», а передаем ребенку свое теплое отношение и желание договориться.
Если мы хотим, чтобы нас услышали, мы должны убедиться, что нас слушают, настроиться на общую волну.
2. Называйте ребенка по имени
Ребенку, как и каждому человеку, приятно, когда его называют по имени. Взрослые разговоры для ребенка – шумовой фон. Если не обратить на себя внимание, не назвать дочку по имени, мои слова совершенно закономерно так и останутся шумовым фоном.
Обращение по имени непроизвольно привлекает внимание.
3. Говорите кратко, формулируйте свою просьбу предельно ясно и коротко
Сравните две просьбы:
«Ты целый день бегаешь и кричишь. Неужели трудно хотя бы минуту посидеть спокойно. Ну сколько раз тебе надо повторять?»
«Наташа, пожалуйста, возьми раскраску и тихо, не разговаривая, раскрась мне одну картинку».
Даже взрослому не сразу понятна суть первой просьбы, а уж ребенку тем более.
Не надо претензий в разговоре с ребенком, нужны конструктивные предложения.
4. Просите повторить вашу просьбу
Ребенок зачастую не может уяснить суть просьбы с первого раза, особенно если я выразила ее очень эмоционально. Часто бывает, что дети в разгар шумной игры не успели переключиться и, следовательно, не успели понять меня.
Тогда надо спокойно попросить повторить просьбу и при необходимости озвучить ее еще раз.
Следите, чтобы в вашем голосе не было угрозы, давайте ребенку возможность переспросить, уточнить детали.
5. Формулируйте свои просьбы позитивно
Лучше не запрещать, а перенаправлять детскую энергию.
Например: «Не бегай», «Сейчас мы соберем башню, а в догонялки пойдем играть на улицу».
Конечно, я лучше скажу, как во втором примере. Позитив дети слышат лучше!
6. Не командуйте, а просите
Никому не нравится, когда им командуют. Но дети хорошо откликаются на сердечную просьбу, особенно, если просьба от человека, с которым у тебя хорошие отношения. Я знаю, мои дети любят меня. Надо их попросить, они сделают.
Ну а я уже сама должна помнить о том, как просить правильно и эффективно.
7. Старайтесь заинтересовать ребенка своей просьбой
Часто мы сражаемся с ребенком ради его же блага. Надо ребенка из противника превратить в соратника.
Например, «Тебе нравится лазить по сугробам? Натяни резинки штанов на ботинки». Или так: «Оденься побыстрее, все сэкономленное время можешь провести во дворе на горке».
Правильно делать из ребенка союзника, а не противника.
8. «Когда» лучше, чем «если»
Например, фраза «если уберешь в комнате, посмотришь мультфильм» подразумевает, что вообще-то убирать не обязательно, это прихоть мамы. Но дочке надо это сделать, чтобы увидеть мультфильм. Предпочтительнее пользоваться другой речевой формулой: «когда ты уберешь в комнате, ты сможешь посмотреть мультфильм». Эта фраза побуждает к действию.
Словом «когда» мы приучаем ребенка, что сначала надо выполнить обязанности, а потом наградить себя за труд.
9. Предоставляйте выбор
Даже когда выбора нет, умный родитель создаст ощущение, что этот выбор у ребенка существует. Например, мне надо, чтобы ребенок съел кашу. Спрошу: «Ты будешь кашу с молоком или с котлетой?» или «Какую ложку ты выбираешь?». В этом случае ребенок не почувствует, что мы оказываем давление и заставляем подчиняться.
Давайте прибережем свой родительский авторитет для других, более важных случаев и будем давать ребенку «выбор».
10. Не задавайте вопросов, на которых нет ответов
Риторические вопросы приучают ребенка к мысли, что на вопросы родителей отвечать не обязательно. При большом количестве таких высказываний ребенок со временем перестает обращать внимания на слова взрослых.
Значит, буду избегать вопроса: «Зачем ты это сделал». Даже взрослые не всегда могут внятно на него ответить.
Если хочу разобраться в мотивах ребенка, лучше задам вопросы, начинающиеся со слов «Что? Когда? Кто? Как?»
11. Разговаривайте с детьми вежливо
Буду помнить о том, что дети копируют взрослых. Поэтому просить детей надо так, как я хотела бы, чтобы они разговаривали со мной.
Воспитывая других, начну с себя.
Автор: Елена Черновол
23.01.2014Расскажите об этом друзьям → |