Google+
Главная / ЖУРНАЛ / СНОВА В ШКОЛУ / Повысить интерес к учебе. Это могут и родители


Повысить интерес к учебе. Это могут и родители|Дети в городе

Повысить интерес к учебе. Это могут и родители

Майя Макарова, психолог студии «ВидимоНевидимо», рассказывает, почему родители не понимают естественного желания ребенка не учиться, в чем причины снижения интереса к школе и как все же сделать так, чтобы дети получали удовольствие от учебы.

 

Давайте начнем с того, что у нас и у наших детей разное представление о том, зачем нужно ходить в школу. Конечно, к первому классу мы их основательно готовим к тому, чтобы они думали также как мы. А именно, что в школу надо ходить, чтобы стать умным, образованным, что там очень интересно и т.д.Повысить интерес к учебе. Это могут и родители|Дети в городе

На вопрос «как дела в школе?» первоклассник будет рассказывать, что он узнал нового и интересного. И на этом этапе его ожидания вполне оправдываются. Но к концу третьей-четвертой четверти первого класса на этот же вопрос «как дела в школе» вы получите короткий ответ «нормально». Потому что ребенок понял, что учеба в школе – это однообразно, трудно, уже не интересно и надолго.

Постепенно жизнь в школе перестает ограничиваться учебой и вообще учеба становится не главным. А что же тогда становится главным? Отношения, репутация, результаты, успехи и неудачи. Но родителей чаще всего интересует только учеба и оценки. Так возникает непонимание между родителями и ребенком.

 

Причины снижения мотивации к учебе у детей

1.      Отсутствие познавательного интереса (я изучаю, потому что мне это интересно, важно).Повысить интерес к учебе. Это могут и родители|Дети в городе

Устойчивый познавательный интерес  формируется к середине среднего звена (5-6 класс) при условии, что весь предыдущий период начальной школы был пройден успешно. То есть, ребенок адаптировался ко всем условиям школы, согласился на добровольное выполнение школьных правил, научился организовывать свое время, самостоятельно выполнять домашние задания, имеет адекватную самооценку и уверенность в себе.

В период начальной школы ребенок вступает в жесткий конфликт между категориями «хочу–могу–надо». Задача родителей в это время в том, чтобы помочь преодолеть этот конфликт. К 6–7 годам ребенок умеет взаимодействовать с миром, используя, чаще всего «хочу–могу», «не хочу–могу», «хочу–не могу», «не хочу–не могу». В школе добавляется категория «НАДО». Причем она врывается в реальность ребенка резко и безапелляционно, что вызывает повышение внутренней тревоги у детей.

Родители и учителя не дают времени на то, чтобы подружить ХОЧУ и МОГУ с НАДО. В результате проявившаяся тревога присоединяется к неумению организовывать свое время. А это благодатная почва для первых неудач ребенка. Образуется порочный круг «нарушение деятельности–повышение тревоги-неудача-нарушение деятельности». Все это приводит ко второй причине снижения мотивации.

 

Повысить интерес к учебе. Это могут и родители|Дети в городе2.      Хроническая неуспешность

Заметив неуспешность своего ребенка в школе, родители начинают увеличивать нагрузку через репетиторов, договариваются о дополнительных занятиях, что чаще всего усиливает общее неблагополучие и убивает желание учиться напрочь. К состоянию «хронической неуспешности» приводят:

  • Недостаточный уровень подготовки к школе
  • Повышенный уровень тревожности, сформированный под влиянием конфликтов в семье, в классе, особенностей воспитания
  • Завышенные ожидания родителей и учителей.

 

Что делать, чтобы исправить ситуацию

Главное, с первых дней обучения ребенка в школе обеспечить ему переживание ситуации реального успеха. С помощью чего?

1. Максимальная совместная деятельность с ребенком. Период первого класса – это новое психологическое рождение вашего ребенка. Он нуждается в вас, в вашем участии и присутствии ровно столько же, сколько это было нужно, когда он только родился. Тогда вы учили его ползать, ходить, говорить, держать ложку и т.д.Ловите ссылку (31 марта – 4 апреля)|Дети в городе

В начальной школе вы должны его научить:

  • организовывать свою деятельность,
  • самостоятельно выполнять домашнее задание,
  • правилам, которые ему позволят занять достойное место среди сверстников и обеспечат хорошую репутацию у учителей.

 

2. Правильное отношение к успехам и неудачам. Оно заключается в том, чтобы хвалить ребенка именно тогда, когда он что-то делает. Не за результат, потому что в этом возрасте ребенок еще не в состоянии соотнести качество своего результата со своими действиями и усилиями для его достижения. Сравнивать ребенка только с ним самим и хвалить его за приложение усилий, а также демонстрировать связь между приложенными усилиями и достижением хорошего результата, не делать акцент на неудачах.

Повысить интерес к учебе. Это могут и родители|Дети в городе3. Найти сферу наивысшей успешности, в которой ребенок может реализовать себя, с поддержанием ценности этой сферы деятельности. В чем бы ни был успешен ваш ребенок: в спорте, бытовых навыках, частных умелостях, ему ни в коем случае нельзя ставить в вину его лень по отношению к школьным делам. Наоборот, ему надо подчеркивать, что раз он научился что-то делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

4. Школа на протяжении первых двух–трех лет должна оставаться сферой щадящего оценивания. Это само по себе принесет хорошие результаты. Следует быть готовыми к тому, что школьные дела до конца останутся вне сферы детского самоутверждения. Поэтому болезненное отношение к тому, что происходит в школе, следует сместить с ценности школьных оценок на отношения в классе, внеучебную деятельность: конкурсы, праздники, внешкольные мероприятия.

За счет этих мер у ребенка снизится внутренняя тревога, постепенно накопятся достижения, уменьшится отрицательное отношение к школе.

Главное правило: нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на угнетающем давлении и неизбежности школы и всех трудностей, связанных с ней. И помните, чем больше родители «фиксируют» ребенка на школе, тем больше он будет этому сопротивляться.

Продолжение следует…

 

 

 

04.04.2014

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Расскажите об этом друзьям →
Scroll To Top